Анализ направлений следования и интенсивности потока большегрузных автомобилей, страница 2

Пункт пропуска

Груженые автомобили, прошедшие пункт пропуска

всего

тяжеловесные и крупногабаритные транспортные средства

всего

с выдачей

спецразрешения

возврат на территорию

сопредельных государств

Верхний

Теребежов

въезд

3596

0

0

0

выезд

3250

26

26

0

Бенякони

въезд

32241

17

17

0

выезд

18700

0

0

0

Привалка

въезд

9079

53

53

0

выезд

48643

29

29

0

Новая Гута

въезд

11672

264

264

0

выезд

469

33

33

0

Новая

Рудня

въезд

4392

340

327

13

выезд

0

0

0

0

Бигосово

въезд

5668

241

179

62

выезд

2176

51

51

0

Редьки

въезд

19574

287

282

5

выезд

2713

206

206

0

Лиозно

въезд

11972

628

267

361

выезд

11296

1205

1205

0

Езерище

въезд

19549

566

365

201

выезд

15968

842

842

0

Организация контрейлерных поездов наиболее эффективна на направлениях с высокой плотностью потока тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств, поскольку передвижение 160 тыс. легковых автомобилей причиняет дорогам меньше ущерба, чем один груженый магистральный автопоезд, а транспортировка автопоездов на железнодорожных платформах позволяет освободить автодороги от тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств, уменьшив за счет этого бюджетные средства на ремонт и содержание автодорог, улучшив безопасность движения при автоперевозках. Кроме того, контрейлерные перевозки дают возможность решить проблему перевозки грузов в автопоездах с двигателями Евро-4 и Евро-5 в условиях отсутствия в настоящее время специального топлива для них в странах СНГ.

Графически распределение потока тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, пересекающих границы Республики Беларусь, представлено на схеме потоков тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, проходящих посты весогабаритного контроля пунктов пропуска Транспортной инспекции (рисунок 4.2).


Рисунок 4.2 – Схема потоков тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, проходящих посты весогабаритного контроля пунктов пропуска Транспортной инспекции


Анализ данных приложения Б и схемы потоков показывает, что наибольшее количество тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств поступает на территорию Республики Беларусь через автодорожный пункт пропуска Козловичи. При этом примерно 6% автопоездов не проходят весогабаритного контроля и вынуждены вернуться на территорию сопредельных государств. Этого можно было бы избежать, погрузив автопоезд на железнодорожную платформу, т.е. при существовании контрейлерных перевозок.

Таким образом, организация контрейлерного поезда на железнодорожном маршруте Брест - Москва наиболее целесообразна.

Стоит помнить, что для организации и широкого внедрения системы контрейлерных перевозок в нашей стране необходимо улучшить взаимодействие автомобильного и железнодорожного транспорта. Решению этой задачи может способствовать создание транспортно-экспедиторских фирм (с отделениями в начальных и конечных пунктах контрейлерных маршрутов), ведающих вопросами формирования поездов, их отправки, приема, погрузки, разгрузки и доставки контрейлеров. Такие фирмы должны располагать терминалами для обработки поездов на конечных станциях, парком контрейлеров, автотягачами и специализированными железнодорожными платформами. При этом необходимо учитывать, что типы и оснащение терминалов зависят от конструкции специализированных платформ, используемых для перевозки контрейлеров, и что в ряде случаев контрейлерные терминалы совмещаются с контейнерными пунктами.

Для привлечения автоперевозчиков, которые будут использовать данный вид перевозок, необходимо осуществлять регулярные контрейлерные перевозки на выбранном маршруте с движением поездов по специальным маршрутным графикам, а также провести  работу по освобождению их от дорожного и экологического налогов в установленном законодательством порядке.

Наиболее же эффективным вариантом контрейлерных перевозок является доставка грузов в полуприцепах без седельного автотягача, поскольку при этом варианте затраты на перевозку 1 т груза, как правило, на 15-20 % ниже, чем при доставке груза автопоездами без расцепки седельных автотягачей.