Представления о власти и властителе в ранней античности и на Древнем Востоке. Политические учения в Древней Греции. Основные этапы становления и развития политической мысли в Российском государстве. Основные направления современной политологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

решает положить конец беззаконию нарушивших общественный договор правителей, то совершенно правомерным будет вооруженное восстание, чтобы вернуть государство на путь свободы и закона. Политические идеи Дж. Локка послужили основой английской буржуазной конституции» первой конституции такого рода.

В современном общественном и индивидуальном сознании многие яз идей, развивавшиеся мыслителями средневековья и нового времени, зачастую предстают как самоочевидные и даже банальные. Но в те времена они были действительно, но вши, оригинальными и перспективами. К тому же далеко небезопасными для их создателей. Например, в эпоху правления английского короля Карла II, в 1683 г., мыслитель Олджерном Сидней был новешен только за то, что среди его бумаг наши рукопись "Рассуждения о правительстве", в которой он защищал теорию договорного происхождения государственной власти.

Идей естественных прав человека и концепция общественного договора сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической «мечи европейского Просвещения и нашли отражение в политических теориях французской и американской буржуазных революций.


8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОЛСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИИ МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РА3ВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ

Политические доктрины, идейно подготовившие ранние буржуазные революции в Голландии и Англии, получили дальнейшее развитие накануне и в хода буржуазной революция 1789-1794 гг. во Франции.

Выдающуюся роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции сыграло французское Просвещение. Принципы свободы и равенства в новых условиях, на французской почве, превратились в развернутые политические учения. Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозное идеологией. Они выдвинули идею равенства сословий, идею народного суверенитета против суверенитета монарха. Ими било разработано унаследованное от буржуазных мыслителей ХП-ХУП вв. учение о естественном праве как о праве равных по природе людей, большинство просветителей, будучи рационалистами, отрицали революционные метода борьбы с феодализмом, считал, что развитие просвещения само по себе мажет привести постепенно к изменению существующих порядков. Но в целом просветители ив отвергали революции вообще.

Великий французский мыслитель Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), стоявший в авангарде просветителей, выражал интересы той чести буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем реформ сверху. Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Главную задачу он видел в борьбе с засильем церкви и выдвигая лозунг "Раздавите гадину!", имея в виду католическую церковь.

Политические взгляды Вольтера умеренны. Критикуя абсолютизм, он в то же время отстаивая "просвещенную" монархию, полагая, что стоит только просвещенному монарху пожелать, как будут устранены феодальные привилегии дворянства и духовенства, Вольтер одобрительно относился к английской конституционной системе. Более того, в его высказываниях начинали проскальзывать отдельные республиканские мотивы.

Своими работами Вольтер способствовал развитию и распространению передовых идей. Деятели Французской революции говорили о том, что Вольтер подготовил народ к свободе. Он проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивая прогрессивные реформы Петра I "Русское вольтерьянство ” развило и взяло на вооружение многие идеи Вольтера

Похожие материалы

Информация о работе