решает положить конец беззаконию нарушивших общественный договор правителей, то совершенно правомерным будет вооруженное восстание, чтобы вернуть государство на путь свободы и закона. Политические идеи Дж. Локка послужили основой английской буржуазной конституции» первой конституции такого рода.
В современном общественном и индивидуальном сознании многие яз идей, развивавшиеся мыслителями средневековья и нового времени, зачастую предстают как самоочевидные и даже банальные. Но в те времена они были действительно, но вши, оригинальными и перспективами. К тому же далеко небезопасными для их создателей. Например, в эпоху правления английского короля Карла II, в 1683 г., мыслитель Олджерном Сидней был новешен только за то, что среди его бумаг наши рукопись "Рассуждения о правительстве", в которой он защищал теорию договорного происхождения государственной власти.
Идей естественных прав человека и концепция общественного договора сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической «мечи европейского Просвещения и нашли отражение в политических теориях французской и американской буржуазных революций.
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОЛСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИИ МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РА3ВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ
Политические доктрины, идейно подготовившие ранние буржуазные революции в Голландии и Англии, получили дальнейшее развитие накануне и в хода буржуазной революция 1789-1794 гг. во Франции.
Выдающуюся роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции сыграло французское Просвещение. Принципы свободы и равенства в новых условиях, на французской почве, превратились в развернутые политические учения. Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозное идеологией. Они выдвинули идею равенства сословий, идею народного суверенитета против суверенитета монарха. Ими било разработано унаследованное от буржуазных мыслителей ХП-ХУП вв. учение о естественном праве как о праве равных по природе людей, большинство просветителей, будучи рационалистами, отрицали революционные метода борьбы с феодализмом, считал, что развитие просвещения само по себе мажет привести постепенно к изменению существующих порядков. Но в целом просветители ив отвергали революции вообще.
Великий французский мыслитель Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), стоявший в авангарде просветителей, выражал интересы той чести буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем реформ сверху. Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Главную задачу он видел в борьбе с засильем церкви и выдвигая лозунг "Раздавите гадину!", имея в виду католическую церковь.
Политические взгляды Вольтера умеренны. Критикуя абсолютизм, он в то же время отстаивая "просвещенную" монархию, полагая, что стоит только просвещенному монарху пожелать, как будут устранены феодальные привилегии дворянства и духовенства, Вольтер одобрительно относился к английской конституционной системе. Более того, в его высказываниях начинали проскальзывать отдельные республиканские мотивы.
Своими работами Вольтер способствовал развитию и распространению передовых идей. Деятели Французской революции говорили о том, что Вольтер подготовил народ к свободе. Он проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивая прогрессивные реформы Петра I "Русское вольтерьянство ” развило и взяло на вооружение многие идеи Вольтера
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.