Рабочая программа по дисциплине «Основы эргономики» (Содержание дисциплины. Учебно-методические материалы по дисциплине), страница 3

2.1.6  Эргономическое проектирование СЧМ. Предмет проектирования, распределение функций между человеком и машиной. Математическое моделирование деятельности опе ратора. Проектирование транспортных эргатических систем ............................................................. 4 ч.

2.1.7  Управление транспортными эргатическими системами. Диспетчерские системы управления. Групповая деятельность операторов в многоуровневых системах. Диспетчер как звено эргатической системы. Управление коллективом. Управление транспортными средствами (автомобиль, локомотив, судно) ............................................................................................4 ч.

2.1.8  Эргатические направления совершенствования систем управления. Построение пультов управления. Факторы рабочей среды. Организация пункта управления. Человеческий фактор в АСУ. Совершенствование транспортных эргатических систем ............................... 3 ч.

2.1.9   Основы эксплуатации систем "человек-машина". Профессиональная подготовка операторов. Групповая деятельность операторов. Организация труда операторов .................. 2 ч.

2.1.10 Надежность и эффективность эргатических систем. Понятие эффективности и надежности эргатических систем. Критерии оценки надежности и эффективности деятельности оператора в транспортных эргатических системах ................................................................................ 3 ч.

2.1.11 Экономическая эффективность эргатических систем. Сущность и структура экономической оценки эргономических разработок. Источники экономической эффективности эргономических разработок ............................................................................................................... 2 ч.

2.2Практические занятия

2.2.1 Анализ организации рабочего места дежурных по станции и поездных диспетчеров в учебной лаборатории «Управление движением» имени профессора И. Г. Тихомирова (для Д и К)..2 ч.

Определение уровня адаптированности работников в коллективе (психологическими методами) (для Р и А)………………………………………………………………………………...2 ч.

2.2.2 Исследование процессов приема и переработки информации оператором информационно-управляющей системы………………………………………………………….……………2 ч.

2.2.3 Анализ режимов деятельности оператора системы оперативного управления…...2 ч.

2.2.4 Составление алгоритма деятельности дежурного по станции при приеме, отправлении и проруске поездов (для Д и К)…………………………………………………………...2 ч.

Анализ алгоритмов деятельности оператора при решении им производственных задач (для Р и А)………………………………………………………………………………………….2 ч.

2.2.5  Разработка компоновки рабочего места оператора информационно-управляющей системы………………………………………………………………………...……………………2 ч.

2.2.6  Разработка планировки операторского зала центра оперативного управления эксплуатационной работой (для Д), технической конторы (К), расчетных групп (Р и А)…………2 ч.

2.3 Контрольная работа для студентов заочной формы обучения

2.3.1        Определение уровня адаптированности работников в коллективе.

Производится качественный анализ ответов, полученных в результате опроса работников с присвоением каждому из вариантов ответов установленных коэффициентов (баллов). Вычисляется интегральный показатель уровня адаптации работника в производственном коллективе. Рассчитывается индекс удовлетворения работой, представляются выводы по результатам анализа для каждого работника.

2.3.2        Анализ алгоритмов деятельности оператора при решении им производственных задач.

По разработанным вариантам последовательности работы оператора производится сравнение двух вариантов алгоритмов на основе количественных характеристик трудовой деятельности.

3 Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1 Литература

3.1.1 Основная литература