Рабочая программа по дисциплине «Основы эргономики» (Содержание дисциплины. Учебно-методические материалы по дисциплине), страница 2

- выполнение технико-экономических расчетов при внедрении или реконструкции эргономических систем.

1.2.1 В результате изучения дисциплины студент должен

1.2.1.1 Знать:

а)  назначение, структуру и основы  функционирования эргономических разработок на транспорте; перспективу развития эргономики как науки в целом и ее подсистем, связанных с управлением грузовыми и пассажирскими перевозками;

б)  содержание задач, решаемых в системах, связанных с управлением грузовыми и пассажирскими перевозками с использованием АСУ и других технических средств;

в)  общий порядок подготовки новых задач при расширении или совершенствовании функциональных возможностей технических средств на транспорте;

г)  организацию информационного обеспечения в эргатических системах, в том числе информационных технологий в системах управления;

д) принципы работы и возможности комплекса технических средств транспорта;

е)  методику технико-экономической оценки эффективности внедрения технических раз работок;

ж) функциональный состав, структуру, принципы построения методов эргономики;

з)  функциональный состав, структуру, принципы построения, технологию процессов автоматизации основных видов  деятельности на транспорте.

1.2.1.2 Уметь:

а)  вести диалоговое общение на автоматизированных рабочих местах и других технических средств при решении задач оперативного управления и инженерных задач;

б)  решать задачи по рациональному размещению технических средств на рабочих местах персонала;

в)  производить расчеты объемов информационных потоков, их структурный анализ, оценивать степень загрузки операторов;

г)  на основе эргономических требований оценивать степень соответствия технических средств установленным параметрам;

д)  выполнять декомпозицию и агрегирование транспортных систем с целью оценки их эргономичности.

1.2.1.3 Иметь представление о:

а)  составе и характеристиках технического обеспечения транспорта; системах передачи данных; рабочих местах на транспорте;

б)  современных системах, облегчающих труд человека;

в) концепции развития эргономики и связанных с ней внешних систем;

д) тенденциях развития и внедрения технических средств, а также их использование в технологических процессах на транспорте.

1.3. Перечень дисциплин, с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

- Информационные технологии;

- Основы психологии и педагогики;

- Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок;

- Делопроизводство на предприятиях транспорта.

2 Содержание дисциплины

2.1 Лекции

2.1.1 Предмет и задачи эргономики. Объективные задачи возникновения эргономики. Предмет исследования эргономики. Системный подход. Проблема повышения эффективности систем "человек-машина". Задачи эргономики на транспорте .......................................................... 2 ч.

2.1.2 Методы эргономики. Общие характеристики эргатических систем. Психологические, физиологические, математические, имитационные методы исследования СЧМ ........................................................................................................................................................................... 4 ч.

2.1.3  Деятельность оператора в СЧМ. Функциональное состояние оператора  в СЧМ. Виды и структура действий. Алгоритмическое описание деятельности оператора.................... 2 ч.

2.1.4  Психологические основы деятельности оператора. Прием информации оператором, характеристики зрительного и слухового анализатора. Хранение и переработка информации ........................................................................................................................................................... 4 ч.

2.1.5  Требования к системе "человек-машина". Организация и техническое оснащение рабочих мест. Средства отображения информации, органы управления .................................. 4 ч.