Россия и транспортный коридор из Европы в Среднюю Азию: двойные стандарты и новый Ганзейский путь на Балтике, страница 4

Историческая Ганза, этот впечатляющий торговый проект, объединяла много городов Ганзейского союза, одним из ключевых среди которых был современный Гданьск. Тем не менее, лишь 2К Клайпеда-Калининград, на мой взгляд, могут в настоящее время претендовать на то, чтобы стать центром нового международного торгового и транспортного проекта, новой Ганзы. Потому что не может быть новой Ганзы без участия России, по которой проходят или должны проходить основные транспортные пути на Каспий ("Хазарское море" иранских географических карт) и в Китай.

Россия будет сильной страной, что можно обеспечить лишь при ускоренном транспортно-инфраструктурном развитии. "Ганзейский путь" на базе нынешнего медленно развивающегося проекта 2К мог бы стать одним из приоритетных проектов для России и ЕврАзЭС. Условием этого на Балтике является позиция Литвы.

Третье. Россия как посредник между странами Азии и Евросоюзом

"Евразийская" стратегия развития Клайпедского порта и в целом транспортного комплекса Литвы могла бы, на взгляд Ассоциации приграничного сотрудничества, выглядеть следующим образом:

Порт назначения 2К. Необходима кооперация с Калининградом. Она должна иметь не ситуативный характер, а преследовать долгосрочные цели (вплоть до появления в перевозках пункта назначения 2К). Поскольку гидрогеографические условия Клайпеды и Калининграда не дают достаточных преимуществ перед Таллином или Вентспилсом, необходимо использовать политические (особое отношение России к Литве среди стран Балтии) и геоэкономические (ближе других портов к Западной Европе) преимущества.

Работать с Азией — в Азии. Ориентироваться на "дальние" транзитные грузопотоки (Прикаспийско-Среднеазиатский регион, Китай, Иран, Индия, Юго-Восточная Азия) с использованием транспортных коридоров "Север-Юг", Транссиб, ТАЖД и т. д. Работать по привлечению грузов непосредственно в потенциально привлекательных для 2К регионах — Западный Китай, Северный Иран, ряд регионов Индии. Сейчас работа идет лишь на Балтике и в Москве.

Работать в Азии через ЕврАзЭС. Необходима государственная поддержка проекта 2К Евразийским сообществом, заключение долговременных межгосударственных соглашений. Ни вступления Литвы в Евросоюз, ни подписания литовско-русского соглашения недостаточно, чтобы новые грузы из Азии пошли на "2К". В Азии любят силу политических доводов ("Президент дал указание") больше, чем экономических. Участие Интеграционного Комитета ЕврАзЭС в проекте 2К могло бы повысить политический вес литовских предложений в азиатских странах дальнего зарубежья России.

Сейчас Россия не выступает посредником для транспортных проектов или отдельных компаний из стран Евросоюза. Причем речь идет именно о "посреднике", а не неких "мостах из Азии в Европу". Мосты соединяют берега рек и проливов, где пространство между берегами не несет самодостаточного значения. Посредник же действует инициативно, самостоятельно, опираясь на понимание коммерческих интересов обеих сторон.

Ассоциация приграничного сотрудничества могла бы стать одним из таких российских посредников. Мы готовы через своих представителей в Казахстане, Китае, Иране продвигать совместные проекты. Участие российских федеральных структур в балтийских проектах в качестве посредников или даже полноценных партнеров служило бы дополнительной гарантией от всякого рода политических неприятностей, так осложняющих зачастую бизнес-проекты.

К списку разделов

Другие статьи из раздела "Грузопотоки"           www.regnum.ru