Россия и транспортный коридор из Европы в Среднюю Азию: двойные стандарты и новый Ганзейский путь на Балтике, страница 2

TRACECA: Алма-Ата — Узбекистан — Туркменистан -— Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черное море — Болгария — Румыния — Центральная Европа — Франкфурт-на-Майне: расстояние: 6700 км, время в пути: 33,5 суток зимой, 26,5 суток летом.

Как видим, сравнение по срокам не в пользу ТРАСЕКА. Но развивается активно именно второй маршрут.

Маршрут от Ашхабада до Франкфурта-на-Майне

Российский маршрут: Ашхабад — Узбекистан — Казахстан Россия — Беларусь — Польша — Франкфурт-на-Майне: расстояние: 7100 км, время в пути: 19,5 суток зимой, 14,5 суток летом.

TRACECA: Ашхабад — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черное море — Болгария — Румыния — Центральная Европа — Франкфурт-на-Майне: расстояние: 4800 км, время в пути: 24,5 суток зимой, 20 суток летом.

Опять же не в пользу ТРАСЕКА. Но развивается активно именно второй маршрут. Насколько в целом дальновидна транспортная политика, вытекающая из нынешней системы Критских коридоров, по отношению к России? Участие в коридоре ТРАСЕКА формально союзных России среднеазиатских стран привело к некоторому ослаблению экономических связей России и стран Средней Азии. Многие грузы идут сейчас из Европы в Узбекистан, Афганистан, другие страны Центральной Евразии без участия российских компаний и без захода на территорию России. На этом фоне вполне естественно, что в 2002 году снизился объем российско-казахстанского экономического сотрудничества.

Необходимо понимать, что Россия будет вынуждена на каком-то этапе защитить свои экономические интересы на Каспии и в Средней Азии. И ответом будет не только развитие международного коридора "Север-Юг", но и другие необходимые меры, в которых может быть задействован весь аппарат внешней политики. Продолжение нынешней европейской транспортной политики вынудить Россию на каком-то этапе принимать ответные необходимые меры.

Давайте же посмотрим на позитив. Европейские финансовые организации кредитовали Россию по таким стратегически важным дорогам, как трасса "Дон", автомагистраль Чита-Хабаровск, кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга. Всего Россия получила помощь в размере сотен миллионов евро. Там, где вместо конфликта интересов есть сотрудничество, мы видим отсутствие двойных стандартов и готовность Европы услышать встречную позицию России.

Совмещать и дальше конфликтный и комплиментарный подходы было бы ошибкой. Россия будет сильной страной, и выстраивать дальнейшую транспортную политику необходимо с учетом этого нового фактора. Меньше пустой риторики и конфликтных транспортных проектов, больше принятия жестких реалий. Тогда российские транспортные проекты и европейские Критские коридоры будут усиливать друг друга.

Второе. Международные проекты в Балтийском регионе и "Ганзейский путь"

Ассоциация считает, что при встречном движении 2К может стать одним из балтийских завершений МТК "Север-Юг" и, возможно, некоторых других коридоров, ориентированных сейчас на Санкт-Петербург. Перспективным представляется развивать дорогу Via Hanseatica до Петербурга и Мурманска. Получить хорошую трассу от Мурманского порта, омываемого Гольфстримом, вполне отвечает интересам Евросоюза и России.

Есть также ряд других проектов в духе взаимной пользы.

После того, как Австрия показала пример коммерческой привлекательности современных контрейлерных перевозок — комбинированных перевозок с применением платформ для автопоездов, полуприцепов и съёмных кузовов, - такие перевозки стали развиваться и в странах СНГ и Балтии. Контрейлерные перевозки позволяют не только ускорить доставку груза и обойти экологические ограничения, но и уменьшить потери времени на погранпереходах. Прошли опытные контрейлерные перевозки по маршрутам Финляндия-Россия, Польша-Россия, Новороссийск-Москва. На регулярной основе ходит контрейлерный поезд из Клайпеды в Одессу.