анализ предполагает использование известных методов диагностики: комплексной диагностики предприятия и всех его подсистем управления на основе финансового анализа, SWOT-анализа, анализа управленческой среды и возможностей управленческого персонала. Избранный комплекс методик анализа должен предусматривать:
· анализ стратегической позиции предприятия;
· анализ организационно-производственной структуры;
· анализ системы управления;
· анализ системы управления персоналом, в т.ч. системы оплаты труда и кадровой политики;
· анализ социально-психологической среды.
В общем случае анализ состояния предприятия проводится по трем основным направлениям:
· анализ технической системы;
· анализ политической системы;
· анализ культурной системы.
В данном случае под технической системой подразумеваются: предметная область деятельности предприятия, структура управления, нормативно определенные методы и средства управления и т.п. Под политической системой понимаются власть в организации, методы распределения ресурсов и вознаграждения, а под культурной системой – состояние организационной культуры на предприятии.
Следующим этапом разработки антикризисной программы является избрание стратегии антикризисного управления в зависимости от внутренних и внешних факторов, воздействующих на предприятие и его деятельность. Данный вопрос был уже подробно рассмотрен автором выше. На этом же этапе определяются цели предприятия и цели его реформирования.
Когда стратегия вывода предприятия из кризиса определена, как и цели предприятия, для создания эффективной антикризисной программы необходимо разработать корпоративную, деловую и функциональную стратегии. Корпоративная стратегия включает в себя определение видов деятельности, которыми предприятие предполагает заниматься, отказ от убыточных или бесперспективных видов деятельности, принятие принципиальных решений по поводу увеличения капитала и источников его формирования, определение характера отношений с потребителями, конкурентной политики, схемы распределения инвестиций. Деловая стратегия предприятия разрабатывается с целью выявления способов достижения конкурентных преимуществ в выбранных видах деятельности и/или стратегических зонах хозяйствования. И, наконец, самой конкретной частью формирования антикризисной стратегии предприятия является разработка функциональных стратегий. В блок функциональных стратегий входят: стратегия маркетинга, стратегия технического развития, стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, стратегия инвестирования, стратегия развития человеческих ресурсов, стратегия развития производства и финансовая стратегия. Ведущей для предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, должна являться маркетинговая стратегия.
Завершающей стадией разработки антикризисной программы является разработка плана ведения бизнеса в условиях кризиса, представляющего собой комплекс задач и мероприятий, обеспечивающих реализацию антикризисной стратегии. Указанный план должен иметь несколько разделов, включающих в себя различные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.