hmin ³ RzD + Rzd + gф+gр+ gu +gдр , ( 7.10 )
где Rzd– шероховатость поверхности вала (Rzd = x·1
RzD – шероховатость поверхности отверстия
(RzD = y·1
Величины шероховатостей назначают с учетом экономической целесообразности достижения необходимой точности размеров (квалитетов) в данной технологии [ 5 ];
gф- поправка, учитывающая погрешности формы [ 1,5, 9 ];
gр - поправка, учитывающая погрешности расположения поверхностей;
gu - поправка, учитывающая погрешности упругого изгиба;
gдр - поправка, учитывающая погрешности отклонения скорости, нагрузки, температуры от расчетных значений.
Для определения hmin из ф.(7.11 ) необходимо рассчитать коэффициент нагруженности:
F = mwldCR y2 ( 7.11 )
где F- усилие на цапфу, H;
m - динамическая вязкость масла, H·cм2 = Па·с;
w - угловая скорость ,c-1 ;
l - длина сопряжения, м;
d - номинальный диаметр сопряжения ,м;
CR - коэффициент нагруженности подшипника; безразмерная величина, которая определяет нагрузочную способность подшипника и взаимообуславливается положением вала во втулке при рабочем режиме. Значение CR для отдельно взятого ПС остается постоянной величиной и зависит от геометрии и удельного давления ( ф.7.3 ) [ 5, c.304];
y - относительный зазор, безразмерная величина
y = Sd , ( 7.12) где S - диаметральный расчетный зазор ,м;
d - номинальный диаметр сопряжения, м.
В расчетах данным методом учитываются [5,c.304] e- абсолютный эксцентриситет, по которому устанавливается относительный эксцентриситет c ( хи ) :
c = 2e/S, (7.13 )
где c- относительный эксцентриситет [1, 5 ].
Далее определяются значения зазоров Smin, Smax (расчетные), по которым выбирается стандартная посадка.
3. Уточненный метод расчета [1,5,10].Данным методом определяют все возможные характеристики сопряжения, указанные на рис.7.3,: предельные значения расчетных, функциональных, стандартных зазоров ( выбранной посадки ), запас на износ т.д. При точном расчете посадки ПС дополнительно учитыватется рабочая температура узла (сопряжения), температура сборки, материалы деталей, погрешности формы и расположения и т.д. [1, 2, 5, 9]. Разность температур сборки и работы сопряжения (температура эксплуатации узла, °C) существенно влияет на действительный зазор, т.к. наблюдаются изменения линейных размеров деталей.
Расчеты проводятся по ф.(7.10 ) с учетом поправок на все возможные погрешности, включая изменения диаметральных размеров деталей за счет разницы линейных расширений при температурах сборки и эксплуатации, а так же с учетом теплообразования и теплоотвода и необходимого прокачивания масла через ПС и т.д.
Основным критерием правильного расчета и выбора посадок с зазором, в частности, для ПС любым методом является выполнение условия формул (7.8) или (7.10). В противном случае ПС "работать" не будет.
После расчета сопряжения посадка выбирается с учетом полученных результатов в следующей последовательности [ 9]:
1.Выбирается посадка в системе отверстия из нескольких рекомендуемых предпочтительных по ГОСТ 25347-89 (предпочтительные посадки в таблицах выделены ). Если ни одна посадка не удовлетворяет расчетным характеристикам, то рассматривается последовательно каждый следующий пункт.
2.Выбирается посадка рекомендуемая предпочтительная в системе вала (см. там же ).
3.Затем рассматриваются посадки в системе отверстия рекомендуемые непредпочтительные ( там же ,в таблицах не выделены).
4.Выбирается посадка в системе вала рекомендуемая непредпочтительная ( там же ).
5.Посадка может быть назначена из числа не рекомендуемых путем сочетания различных стандартных полей допусков вала и отверстия ,но при этом желательно, чтобы посадка была в системе отверстия ,в первую очередь ,или в системе вала.
6. В последнюю очередь принимаются посадки без системы.
При назначение посадок по п.п..5,6 требуется дополнительное техническое обоснование.
Такая организация выбора посадок позволяет:
1.Хорошо обеспечить взаимозаменяемость.
2.Стандартизировать существующее многообразие допусков и посадок, унифицировать их.
3.Обеспечить экономичность изготовления деталей и сборку узлов, агрегатов и машин и снизить стоимость капитального ремонта.
Обозначение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.