Лекция № 12
Тема 13: Зубчатые передачи
13.1. Классификация зубчатых передач
Зубчатыми называют механизмы, в которых силовое «замыкание» и движение между звеньями осуществляется с помощью последовательно зацепляющихся зубьев. Классификация зубчатых передач по геометрической форме строится по четырём признакам:
1) по взаимному расположению осей валов различают:
- передачи с параллельными осями, которые выполняют цилиндрическими колёсами внешнего (рис. 13.1) и внутреннего зацепления (рис. 13.2);
![]() |
|||
![]() |
|||
Рис. 13.1. Внешнее цилиндрическое Рис. 13.2. Внутреннее цилиндрическое зацепление зацепление
- передачи с пересекающимися осями коническими колёсами (рис. 13.3);
- передачи со скрещивающимися осями – червячные (рис. 13.4), цилиндрические винтовые (рис. 13.5), конические гипоидные (рис. 13.6), спироидные;
- реечные передачи – для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот (рис. 13.7);
2) по характеру движения осей передачи различают:
![]() |
|||
![]() |
|||
Рис. 13.3. Коническая передача Рис. 13.4. Червячная передача
![]() |
|||
![]() |
|||
Рис. 13.5. Винтовая передача Рис. 13.6. Гипоидная передача
![]() |
Рис. 13.7. Реечная передача
- обычные (рядовые) и
- планетарные;
3) по направлению зубьев различают передачи:
- прямозубые (рис. 13.3);
- косозубые (с винтовыми зубьями, рис. 13.1);
- с криволинейными зубьями (в конических передачах, рис. 13.3);
4) по форме профиля зубьев различают передачи:
- эвольвентные;
- циклоидные;
- круго-винтовые (Новикова).
Наиболее распространён эвольвентный профиль зуба, предложенный российским академиком Л.Эйлером в 1760 г. Он обладает рядом существенных достоинств, а именно:
- высокая прочность;
- постоянство передаточного отношения при работе колёс с любым числом зубьев;
- технологичность (нарезание инструментом с прямолинейными кромками высокопроизводительным методом обкатки);
- нечувствительность к изменению межосевого расстояния;
- возможность изменения качественных характеристик за счет смещения инструмента.
Циклоидные профили отличаются высокой износостойкостью при невысокой прочности и применяются в механизмах приборов.
Круговой профиль зуба предложен М.Л.Новиковым в 1954 г. Он выполняется в косозубом исполнении и по сравнению с эвольвентным имеет более высокую нагрузочную способность передачи.
13.2. Оценка и применение
Достоинства:
1) Высокая нагрузочная способность (Pдо 300 МВт) и, как следствие, компактность передачи.
2) Высокий КПД (h = 0,97…0,99).
3) Большая долговечность и надёжность работы.
4) Постоянство передаточного отношения.
5) Малые нагрузки на валы и опоры.
Недостатки:
1) Сравнительно сложная технология изготовления.
2) Повышенные требования к точности изготовления.
3) Наличие шума при больших скоростях.
Отмеченные недостатки не снижают существенных преимуществ зубчатых передач перед другими передачами. Зубчатые колеса имеются в любой машине и во многих приборах. Ежегодно в России изготавливаются сотни миллионов колёс.
Из всех разновидностей зубчатых передач наибольшее распространение получили передачи с цилиндрическими колесами как наиболее простые в изготовлении и эксплуатации, надёжные и малогабаритные. Прямозубые колёса при скорости u > 3 м/с заменяют косозубыми и шевронными (сдвоенные косозубые, рис. 13.1) для повышения нагрузочной способности и снижения шума.
Планетарные редукторы более сложны, но имеют меньшие габариты и массу (в два раза). Ещё меньше габариты волновых зубчатых передач. Конические, винтовые и червячные передачи работают хуже цилиндрических вследствие высокого скольжения и сложности изготовления и монтажа, их применяют в тех случаях, достаточно многочисленных, когда это необходимо по условиям компоновки машины.
NB 13.1. Наибольшее распространение в машиностроении получили цилиндрические косозубые передачи.
Тема 14: Цилиндрические зубчатые передачи
14.1. Геометрия косозубого колеса
Все термины, определения и обозначения, исходные контуры, степени точности, методика расчёта и другие элементы зубчатых передач стандартизированы. В зубчатой передаче меньшее из пары колёс называют шестерней, большее – колесом. Параметрам шестерни присваивают индекс 1, а колеса – 2. Передаточное число – отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни:
(14.1)
В понижающей цилиндрической передаче передаточное число и передаточное отношение совпадают по величине, которая больше 1. ГОСТ 13755 регламентирует параметры нормального исходного контура:
угол профиля = 20°;
коэффициент высоты
головки зуба = 1,0;
коэффициент радиального
зазора = 0,25;
коэффициент радиуса
переходной кривой = 0,384.
Модули зацепления выбирают по ГОСТ 9563. Наиболее употребительные значения для силовых передач: m = 1,5; 2; 2,5; 3; 4 мм и т.д. Более полный перечень модулей приведен в табл. 14.1.
Таблица 14.1
Модули цилиндрических зубчатых колёс в мм
1-й ряд |
1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20 … 80 |
2-й ряд |
1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7 … 90 |
Цилиндрическое
косозубое колесо в
аксонометрии и развёртка её цилиндрической поверхности изображены на рис. 14.1.
Винтовая линия характеризуется постоянным углом относительно
оси колеса. Угол
называют углом наклона линии
зуба или углом наклона.
![]() |
Рис. 14.1. Цилиндрическое косозубое колесо
Нарезание косозубых и
шевронных колес может производиться прямозубой рейкой, как и при изготовлении
прямозубых колес. Наклон зуба получают соответствующим поворотом инструмента
относительно оси заготовки на угол . Рекомендуется
принимать:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.