Цепные передачи. Конструкции цепей. Конструкции звёздочек. Кинематика и геометрия, страница 3

          Цепь огибает звёздочки не по дуге окружности, а по ломаной прямой, что является причиной неравномерности движения цепи. На рис. 18.7 рассмотрено движение шарниров по ведомой звёздочке. В момент, изображенный на рисунке, шарнир А находится в зацеплении, а шарнир В приближается к зацеплению с зубом С.

 


         Рис. 18.7. Контакт шарниров              Рис. 18.8. Составляющие скорости цепи

                 цепи со звёздочкой

Скорость шарнира А равна окружной скорости звёздочки u в точке, совпадающей с центром шарнира. Эту скорость можно разложить на составляющие: , направленную вдоль ветви цепи, и  - перпендикулярно к цепи. В зависимости от положения ведущего шарнира составляющие скорости изменяются:

                                  (18.8)

          Значение  изменяется в пределах  j/2 ££ + j/2. Угол j/2 соответствует входу в зацепление шарнира А, угол + j/2 – выходу его из зацепления;  j- угловой шаг; j = 2p/z.

          На графике (рис. 18.8) скорости u1 и u2 являются периодическими функциями времени t, период колебаний равен j/w. Движение ведомой звёздочки определяется скоростью u2. Периодическое изменение этой скорости сопровождается непостоянством передаточного отношения u и динамическими нагрузками. Продольные подёргивания цепи в значительной степени снижаются вследствие упругости и провисания цепи.

          Со скоростью u1 связаны поперечные колебания ветвей цепи и удары шарниров цепи о зубья звёздочки. Поперечные колебания могут привести к резонансным разрушениям, однако при большинстве режимов работы (тихоходных)  резонансные колебания не наблюдаются.

18.8. Причины выхода из строя

          1. Износ шарниров роликовой цепи – типичный вид повреждения. За один пробег цепи в каждом шарнире совершается 4 поворота: два на ведущей и два на ведомой звёздочках. Эти повороты вызывают износ втулок и валиков. При эксплуатации их центры расходятся на Dрц (рис. 18.9).

 


Рис. 18.9. Изношенный шарнир

Срок службы цепи по износу зависит от межосевого расстояния а, числа зубьев малой звёздочки z1, давления в шарнирах р, износостойкости материала деталей шарниров, допускаемого относительного износа [Dрц/ рц]. Срок службы цепи увеличивается с увеличением межосевого расстояния а, так как при этом увеличивается длина цепи L и уменьшается число пробегов цепи в секунду W, то есть  уменьшается число поворотов в каждом шарнире цепи.

          С увеличением чисел зубьев звёздочек уменьшается угол поворота в шарнирах, что благоприятно сказывается на уменьшении износа. Одновременно повышается и плавность работы. Однако при этом увеличивается число звеньев цепи и её вытяжка. Поэтому число зубьев малой звёздочки z1 выбирают таким, при котором цепь будет иметь максимальный срок службы при обеспечении её прочности и способности к зацеплению. Для передач с роликовой цепью оптимальное число зубьев:

                                                (18.8)

          Допускаемый износ [Dрц/ рц] назначают для предотвращения вытяжки цепи, приводящей к соскальзыванию цепи с большой звёздочки. Это вынуждает выбраковывать цепь, внешне не имеющую признаков разрушения. Для приводных цепей в машинах общего машиностроения:

[Dрц/ рц] = 2…2,5%.

          Решающее значение на долговечность цепи по износу шарниров оказывает давление в шарнирах р. Расчёт по давлению служит упрощённым расчётом на износостойкость, которая для цепи является основным критерием работоспособности и расчёта.

          2. Усталостные разрушения элементов цепи проявляются в виде разрыва пластин, выкрашивания роликов и втулок.

          3. Раскалывание роликов при ударных нагрузках