Последние конструкции зубчатых цепей изготовлены с шарнирами качения по ГОСТ 13552. Их изготовляют с двумя сегментными вкладышами. При повороте звеньев вкладыши не скользят, а перекатываются, что позволяет повысить КПД передачи и долговечность цепи. Зубчатые цепи имеют ограниченное применение. Они сложны в изготовлении и тяжелее роликовых цепей.
18.4. Конструкции звёздочек
По конструкции звёздочки подобны зубчатым колёсам. Делительная окружность звёздочки проходит через центры шарниров цепи (рис. 18.4). Диаметр делительной окружности определяется равенством:
(18.1)
Рис. 18.4. Профиль зуба Рис. 18.5. Профиль зуба
звёздочки роликовой цепи звёздочки зубчатой цепи
Профиль зуба звёздочки роликовой цепи очерчивается различными профилями: выпуклым, прямолинейным и вогнутым. Вогнутый профиль, которым очерчена нижняя часть зуба, принят за основной. Контакт вогнутой поверхности зуба с выпуклой поверхностью ролика позволяет понизить контактные напряжения. У вершины зуб имеет скругленную выпуклую форму, что обеспечивает свободный вход и выход шарниров из зацепления. В средней части – небольшой прямолинейный переходной участок. Такая форма зуба позволяет изготовлять его методом обкатки, что повышает производительность и точность. У звездочек зубчатых цепей форма рабочего участка профиля прямолинейна (рис. 18.5).
18.5. Кинематика и геометрия
Скорость цепи:
(18.2)
Передаточное число:
Межосевое расстояние по соображениям долговечности цепи рекомендуется принимать:
(18.3)
Длина цепи, выраженная в шагах, или число звеньев цепи:
(18.4)
Значение Lp округляют до целого числа, которое желательно брать чётным во избежание использования переходных звеньев с изогнутыми пластинами. Для принятого значения Lp уточняют значение а:
. (18.5)
Приводная цепная передача работает без предварительного натяжения благодаря принципу зацепления. Передача работает лучше при небольшом провисании холостой ветви цепи. Поэтому расчётное а рекомендуют уменьшить на Dа = (0,002…0,004)а. Длина цепи увеличивается по мере износа шарниров, поэтому в конструкции необходимо предусмотреть устройства для регулирования провисания цепи.
18.6. Силы в передаче
Силовая схема цепной передачи аналогична силовой схеме ремённой передачи (рис. 18.6). Здесь по аналогии можно различить F1 и F2 – натяжения ведущей и ведомой ветвей цепи; Ft – окружная сила; F0 – сила предварительного натяжения; Fu – натяжение от центробежных сил. По той же аналогии:
(18.6)
где q – масса 1 м цепи в кг/м.
Рис. 18.6. Силы в ветвях цепи
Для цепной передачи значение F0 принято определять как натяжение от силы тяжести свободной ветви цепи:
(18.7)
где Kf – коэффициент провисания, зависящий от расположения привода и стрелы провисания f; Kf = 1…6;
а – межосевое расстояние в м;
g – ускорение свободного падения; g = 9,81 м/c.
Натяжение ведомой ветви F2 равно большему из натяжений F0 и Fu. В ведущей ветви основная составляющая Ft, а силы F0 и Fu составляют несколько процентов от Ft. Для практических расчетов можно принимать:
18.7. Колебания цепи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.