Лекция №24
Тема 27: Муфты
27.1. Общие сведения
Муфтами в технике называют устройства, служащие для соединения концов валов, стержней, труб, кабелей и т.п. деталей. В курсе "Детали машин и основы конструирования" изучаются муфты для соединения валов. Потребность в соединении валов связана с тем, что большинство машин компонуют из ряда отдельных сборочных единиц с входными и выходными валами, которые соединяют с помощью муфт. Одновременно муфты могут выполнять и другие функции. В современном машиностроении применяют большое количество муфт, различающихся по принципу действия и управления, назначению и конструкции.
1. По принципу действия различают муфты:
1.1. механические;
1.2. гидродинамические;
1.3. электромагнитные.
В курсе "Детали машин и основы конструирования" изучают только механические муфты, которые для краткости называют просто «муфты».
2. По принципу управления муфты разделяют на:
2.1. неуправляемые (постоянно действующие);
2.2. управляемые (сцепные);
2.3. самоуправляемые (автоматические).
А) Неуправляемые муфты подразделяют на:
2.1.1. глухие;
2.1.2. компенсирующие;
2.1.3. упругие.
Б) Сцепные муфты производят двух конструкций:
2.2.1. кулачковые;
2.2.2. фрикционные.
В) Автоматические муфты встречаются трёх видов:
2.3.1. предохранительные;
2.3.2. центробежные;
2.3.3. обгонные.
Широко применяемые муфты стандартизированы. Основные параметры, по которым подбираются и обозначаются муфты – вращающий момент Т в Н×м, на передачу которого они рассчитаны, и диаметр хвостовика вала dх.
27.2. Глухие муфты
Глухие муфты образуют жёсткое и неподвижное соединение валов (глухое соединение). Они не компенсируют ошибки изготовления и монтажа (максимальное радиальное смещение Dr = 5 мкм), требуют точной центровки валов.
1. Втулочная муфта (рис. 27.1) по ГОСТ 24246 – простейшая глухая муфта. Она представляет собой цилиндрическую стальную или чугунную втулку с размерами, определяемыми из следующих условий:
Рис. 27.1. Втулочная муфта Рис. 27.2. Фланцевая муфта
– наружный диаметр D = (1,5…1,8)·dх, что позволяет работать муфте на кручение без остаточных деформаций;
– длина муфты L = 3dх = 2×1,5 dх, где 1,5 dх – максимальная длина полумуфты, позволяющий втулке работать без упора (центрирование по диаметру).
Соединение втулки с валами выполняют с помощью штифтов, шпонок или шлицев. Втулочные муфты применяют в лёгких машинах при диаметрах dх £ 100 мм. Прочность муфты определяется прочностью соединения.
Достоинства:
1. Простота конструкции.
2. Малые габариты.
2. Фланцевые муфты (рис. 27.2) стандартизованы по ГОСТ 20761, их применяют для соединения валов с dх £ 250 мм. Полумуфты изготовляют литьём из чугуна или стали, а болты – из высоколегированной стали. Полумуфты устанавливают на гладкие цилиндрические концы валов по переходным посадкам H7/k6, H7/m6, H7/n6. Болты устанавливают с зазором или без зазора. Установка болтов без зазора позволяет получить муфты меньших габаритов и поэтому более распространена. Расчёты на прочность выполняют для шпоночных и шлицевых соединений с валом и болтов. Фланцевые муфты широко распространены в машиностроении.
Достоинства:
1. Простота конструкции.
2. Сравнительно небольшие габариты.
Недостаток – необходимость строгой соосности валов и перпендикулярности торцов валов осям.
3. Продольно-свертные муфты (рис. 27.3) изготовляют по ГОСТ 23106. Они состоят из двух полумуфт с плоскостью разъёма, совпадающей с осью валов, между которыми зажимаются болтами хвостовики соединяемых валов. Муфты малых и средних размеров передают вращающий момент только трением между валами и муфтой. Зазор между полумуфтами составляет 2…3 мм. В муфтах больших размеров между валами и муфтой вводится шпонка, которая передаёт основную часть вращающего момента. Муфту применяют при dх=20…140мм.
Рис. 27.3. Продольно-свёртная муфта
Достоинство – удобство монтажа.
Недостатки:
1. Большая масса и ограниченная быстроходность (nmax =250 об/мин).
2. Трудность балансировки.
3. Непригодность при ударных нагрузках.
Муфты имеют ограниченное применение.
27.3. Виды несоосности валов
Вследствие погрешностей изготовления и монтажа всегда имеется некоторая неточность взаимного расположения осей соединяемых валов. Различают три вида отклонений от номинального расположения валов (рис. 27.4):
– продольное смещение Dа;
– радиальное смещение Dr (эксцентриситет);
– угловое смещение Da (излом осей).
Рис. 27.4. Виды несоосности валов
На практике встречается комбинация указанных отклонений, которую
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.