Усталостные разрушения, которые составляют 90% всех отказов, характерны для болтов. Диаграмма статистики усталостных разрушений приведена на рис. 5.20. Разрушения происходят по резьбе как по сильному концентратору напряжения. В комбинации с концентрацией нагрузки по нижним виткам это дает 65% всех усталостных разрушений. Разрушение стержня под головкой болта и в месте сбега резьбы также происходит из-за концентрации напряжений.
Рис. 5.20. Статистика усталостных разрушений
На рис. 5.21 приведены зоны концентрации напряжений.
Рис. 5.21. Концентрация напряжений в резьбе
NB 5.8. Основной критерий работоспособности и расчёта болтовых соединений – прочность.
5.10. Классификация болтовых соединений
А) В зависимости от характера нагружения и способа сборки деталей болтовые соединения собирают без предварительной затяжки (незатянутые) и с предварительной затяжкой (затянутые). В большинстве случаев используют затянутые соединения для обеспечения нераскрытия стыка. Примерами незатянутых соединений являются крепления крюка к траверсе подвески крана и рым-болта к редуктору либо к электродвигателю.
Б) В зависимости от назначения соединения различают прочные и прочно-плотные. Последние должны быть затянутыми.
В) В зависимости от количества болтов, участвующих в восприятии нагрузки – соединения с одиночным болтом и групповые соединения.
5.11. Расчёты на прочность по типовым схемам
5.11.1. Расчёт хвостовика крюка
Схема 1. На крюк действует нагрузка Fа, являющаяся растягивающей для болта. Соединение незатянутое, с одиночным болтом (рис. 5.22).
Рис. 5.22. Крюковая подвеска
Предпосылки расчёта:
а) нагрузка, воспринимаемая болтом, действует вдоль оси;
б) расчётная площадь болта в его нарезанной части рассматривается как площадь круга диаметром d1 (без учёта витков);
в) нагрузка распределяется равномерно между витками резьбы (что справедливо в момент, предшествующий разрушению).
NB 5.9. Расчётное сечение болта – по внутреннему диаметру резьбы .
Условие прочности по напряжениям растяжения в сечении диаметра d1:
(5.21)
Из формулы (5.21) находят внутренний диаметр резьбы d1, по которому из каталога (прил. 11) выбирают стандартную резьбу. Допускаемое напряжение при статической нагрузке:
(5.22)
Материалы болтов, их механические характеристики и классы прочности приведены в прил. 9.
5.11.2. Расчёт винтовой стяжки
Схема 2. Винтовая стяжка (рис. 5.23) используется для крепления металлических котельных труб, железнодорожных цистерн к раме, стоек и тому подобных устройств. При натяжении болтов путем вращения стяжки кроме нормального напряжения от растягивающей силы Fa возникает касательное напряжение от момента трения в резьбе:
(5.23)
Рис. 5.23. Винтовая стяжка
Сложное напряжённое состояние требует определения приведенного напряжения по теории прочности. Расчёты можно упростить, если определить отношения напряжений:
(5.24)
Приняв tg(y + j¢ ) = 0,2, что соответствует y = 4° и j¢ = 7° (крепёжная резьба с f¢ = 0,12) и d2 = 1,06 d1 , что справедливо для крупной стандартной резьбы, получают:
t/s = 0,45. (5.25)
Приведенное напряжение:
(5.26)
Таким образом, касательные напряжения от момента трения в резьбе могут быть приближённо учтены коэффициентом 1,3, а расчётная формула с достаточной для инженерных расчётов точностью будет иметь вид:
(5.27)
NB 5.10. В расчётах затянутых болтовых соединений коэффициент 1,3 учитывает касательные напряжения от момента трения в резьбе.
Данное соединение является затянутым, для которого допускаемое напряжение, а точнее коэффициент запаса sT, определяют в зависимости от диаметра болта (прил. 13). Высокие значения sT для болтов малых размеров обосновывается опасностью их разрушения (скручивания) при неконтролируемой затяжке. По этой же причине в общем машиностроении не рекомендуется применять болты менее М8. Ориентировочно диаметр болта из стали 20 может быть принят из прил. 14 по величине расчётной нагрузки.
Порядок расчёта:
1) по расчётной нагрузке Fp=1,3Fа из прил. 14 предварительно принимают метрическую резьбу и выписывают из прил. 8 её размеры (d, d1, p);
2) выписывают из прил. 9 механические характеристики материала болта, находят коэффициент запаса sT и рассчитывают допускаемое напряжение;
3) рассчитывают внутренний диаметр резьбы d1 и принимают её обозначение и размеры; если он совпадает с ранее принятым в п. 1, то расчёты завершаются. В противном случае расчёты по пп. 2 и 3 повторяют.
NB 5.11. В затянутых болтовых соединениях коэффициент запаса прочности принимают в зависимости от предполагаемого диаметра болта, которым следует предварительно задаться.
Пример 5.1. Рассчитать винтовую стяжку (рис. 5.23), нагруженную осевой силой Fа = 20 кН. Материал винта cталь Ст3. Затяжка неконтролируемая.
Решение. Расчётная нагрузка Fp = 1,3×Fа = 1,3×20 = 26 кН. При неконтролируемой затяжке принимаем резьбу М30 (прил. 14). Коэффициент запаса sT = 2,5 (прил. 13). Для стали Ст3: [s] = sT/sT = 240/2,5 = 96 МПа. Рассчитываем внутренний диаметр резьбы:
Этот диаметр соответствует резьбе М22, для которой d1 = 19,294 мм. Однако следует уточнить коэффициент запаса, так как для М22 он должен быть выше, чем принято, а допускаемое напряжение – ниже. Ориентируемся на резьбу М24, по линейной интерполяции находим из прил. 13 коэффициент запаса sT = 3,1. Рассчитанный при этом внутренний диаметр:
Резьба М24 имеет d1 = 20,752 мм, что больше рассчитанного.
Вывод. Принимаем винт М24 с d1 = 20,752 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.