Особенности эсхатологических ожиданий апостолов-евангелистов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................2

ГЛАВА 1. Новозаветная эсхатология как преемственница эсхатологических традиций Ветхого Завета. ………………………………………….……..........

1.1. Понятия «эсхатология», «евангелие» и их соотношение. ….……………7

1.2. Мессианизм, милленаризм и апокалиптизм. …………….….……………10

1.3. Парусия и апокатастасис. ………………………………….……………... 17

ГЛАВА 2. Эсхатологические особенности Четвероевангелия. ....................

2.1. Благовестие Иисуса. Малый апокалипсис. ………………………………22

2.2. Эсхатологические особенности Евангелия от Матфея. ……………….23

2.3. Эсхатологические особенности Евангелия от Марка………………….29

2.4. Эсхатологические особенности Евангелия от Луки. …………………..33

2.5. Эсхатологические особенности Евангелия от Иоанна. ………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ....................................................................................................41

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. ....................................................44

ВВЕДЕНИЕ

Эсхатологические ожидания присущи различным эпохам и культурам. Они актуализируются и усиливаются во времена природных, социальных и иных катаклизмов, когда человечество утрачивает уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, понимает иллюзорный характер своей укорененности и устойчивости в посюстроннем мире.

При этом особый смысл приобретает т.н. «магия чисел», когда конец света привязывается к определенной «круглой» дате, завершению цикла и т.д. Журналисты православного портала «Нескучный сад» провели исследования истории ожидания «конца света» в России с момента крещения Руси[1]. Таких ожиданий на начало XXI века оказалось семь. Первый раз известия о конце света пришли на Русь в 1000 году. Европа видела в этой дате пугающий последний год «тысячелетнего Царствия Божьего», после которого, согласно Апокалипсиса Иоанна Богослова, должен был начаться конец света. Однако на Руси, лишь недавно ставшей православной, летоисчисление от Рождества Христова еще не велось: 1000 год был всего лишь ничем не примечательным 6508 годом от Сотворения мира. Затем новый конец света был объявлен в 1037 году: когда прошла тысяча лет со дня распятия Христа в 33 году плюс еще 3,5 года, которые были отведены на правление Антихриста.

Еще раз православные верующие ожидали наступление конца света в 7000 году от Сотворения мира, т. е. в 1492 году от Рождества Христова: в церкви не рассчитывали Пасхалии, а крестьяне не пахали и не сеяли. В 1666 году Русь «захлестнула» очередная волна апокалиптических настроений, поскольку три шестерки ясно намекали на близость «зверя, выходящего из бездны». Следующим временным периодом, толковавшимся как преддверие Апокалипсиса, стали 1810-е: Наполеон Бонапарт был общепризнан в качестве «врага рода человеческого» и «Антихриста». Наконец,  целых два всплеска эсхатологический настроений пришлись на последнее десятилетие ХХ века: в 1991 году, когда в один день праздновались Воскресение Христово и Благовещения, – т.н. «Кириопасха», и в 1999 году, когда в трех девятках видели «перевернутые три шестерки».

В то же время эсхатологические мотивы усиленно популяризуются "низкой", повседневной культурой, эксплуатируются в средствах массовой информации, всячески обыгрываются в мифологическом сознании обывателей[2]. Вместо серьезных и вдумчивых размышлений о покаянии, искуплении и встрече со Спасителем умы людей занимают описания мировых катастроф, примитивные "страшилки" о вымирании рода человеческого и всяческие оккультные практики.

Проанализировав запросы поисковой системы Google, портал «Православие и мир» получил следующие результаты: словосочетание "конец света" – 1 730 000 запросов, "когда будет конец света" – 1 миллион[3]. Комментируя эти данные, прот. А. Кураев выразил сомнение, что за этим интересом стоит серьезное отношение к христианской вере: «Скорее

Похожие материалы

Информация о работе