Экуменизм католический. Магистральные идеи католического учения о экуменизме, страница 3

Собор не касается второстепенных вопросов. Он говорит лишь о принципиальных вещах. Собор напоминает о главных экклезиологических моментах, которые более подробно изложены в конституции «Свет Народам». Особо отмечается, что подлинное единство постулируется единой Евхаристией, которая «знаменует и осуществляет единство Церкви»( Э.1). Существует некая сакраментальная связь между Церковью, Евхаристией и епископским служением. Евхаристия созидает Церковь, значит единство Церкви нельзя свести к механическому соединению.

Видимое единство разрушено по вине людей, с той или иной стороны. Но те, кто родился в грехе разделения не могут быть в нем обвиняемы. Если они исповедывают Иисуса Христа и приняли правильное крещение, они входят в некое общение с Католической Церковью. И таких людей можно тоже назвать братьями и сестрами во Христе. «С теми, кто , будучи крещеными, носят прекрасное имя христиан, не исповедуя, однако, веру в ее полноте, или не поддерживая единства в общении под руководством преемника Петра, Церковь осознает себя связанной по множеству причин»(Э. 15). Даже общины таких людей совершенно не лишены благодати. Такие церкви «способны открыть доступ к общению во спасении»(Э. 3). Поэтому их можно назвать Церквами, особенно, если в таких общинах сохраняется сакраментальная жизнь и преемственность служений.

Несколько размытую формулировку проясняет письмо «Конгрегации о вероучении» направленное кардиналом И. Ратцингером. Он пишет, что название поместных Церквей, особенно заслуживают «православные Церкви». Именно у них есть евхаристия и епископат. Но Ратцингер дополняет, что отсутствие общения с римским престолом препятствует признанию их как Церквей «во всей полноте». [13]

Утвердив общие экклезиологические положения Собор подходит к более практическим моментам. Все должны принимать участие в начинаниях, направленных к воссоединению христиан. Среди таких начинаний:

1) предпринимать «все, что служит к устранению слов, суждений и дел, по справедливости и истине не соответствующих положению разъединенных с нами братьев и таким образом усложняющих взаимные сношения».

2) «в организованных по религиозным побуждениям собраниях христиан различных Церквей или Общин - «диалог», проводимый между сведущими и опытными лицами, в котором каждый может глубже уяснить учение своего вероисповедания и ясно изложить его характерные черты»;

3) осуществлять широкое сотрудничество «в многочисленных отраслях деятельности, способствующих общему благу, согласно требованиям всякой христианской совести»;

4) объединяться, «поскольку возможно, в единодушной молитве»;

5) предпринимать « решительно - как должно - дело обновления и исправления».

В 6 и 7 пунктах отцы Собора вновь возвращаются к этой теме: «Церковь в своем странствовании призывается Христом к беспрестанному исправлению, в котором она постоянно нуждается».

 Особенным образом акцентируется внимание и на общении в таинствах . Собор предлагает избегать таких ситуаций, когда общение в таинствах создает иллюзию уже осуществленного единства. Единства нет и надо это помнить четко, есть лишь исключительные обстоятельства, могущие побудить к принятию таинств в иных (православных) Церквях. Надо заметить, что в вопросе об общении в Таинствах Собор предоставляет определять как это возможно местным архиереям: « Что касается конкретного применения , смотря по обстоятельствам времени, места и лиц, пусть местная епископская власть благополучно решает, если не было иных постановлений епископского окружного совещания..., или Святейшего Престола» (Э. 8) Однако более конкретное указание на ту же тему мы находим в Декрете Второго Ватиканского Собора: «О Восточных Католических Церквах». И хотя этот документ посвящен т.н. униатским церквам, т.е. тем, что придерживаются Восточного обряда при исповедании западного вероучения, начиная с 25 параграфа речь идет о Церквах, «отделенных» от Католической Церкви. Параграф 27 настолько выразителен в этом отношении, что мы его приведем с незначительными сокращениями: « ...можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения восточным христианам, в полной искренности отделённым от Католической Церкви, если они. С добром расположением, сами просят об этом; более того, католикам также разрешается просить те же таинства у некатолических священнослужителей, Церкви которых имеют действительные таинства, каждый раз когда этого требует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику физически или нравственно невозможен».