Деструктивные религиозные организации и государство, страница 2

С екатерининской эпохи в Россию проникают с переселенцами из Европы менониты, моравские братья, баптисты и масоны, вербующие себе сторонников. Была усилена роль полицейских органов в  контроле за оппозиционными религиозными организациями. Категорически были запрещены пропаганда против Русской Православной Церкви и веры, переход из Православия в другую религию. Указ Императора Александра Первого по делу тамбовских духоборов гласит: “Не делая насилий совести и не входя в разыскание внутреннего исповедания веры, не допускать никаких доказательств и отступлений от Церкви и строго воспрещать всякие в том соблазны не в виде ересей, но как нарушение общего благочиния и порядка”. Особое отделение Департамента внутренних дел, созданное в 1802 году, призвано было “пресекать” и предотвращать деятельность ересей и сект.

В 1818 - 1819 гг. была проведена акция по высылке из России иезуитов, обвиненных в ведении шпионажа и антигосударственной деятельности. Под строгим наблюдением полицейской власти находились также общины старообрядцев-федосеевцев, обвиненных в пособничестве французам в период оккупации Москвы в 1812 г.

Министерство внутренних дел циркуляром 1842 г. классифицировало “согласия” и “толки” старообрядчества, а также и секты по степени их “вредности”. За совращение в раскол и в секту полагались тяжелые наказания: каторжные работы, ссылка в Сибирь, телесные наказания. Но. в царствование Александра Второго  был предпринят поиск новых путей решения проблемы, к изучению дел привлечены ученые. В 60 -70 гг. все неправославные конфессии были подчинены Министерству внутренних дел, в котором был создал Департамент иностранных исповеданий, контролировавший 2 католические епархии, 32 “пробстских” (лютеранских) округа, 4 мусульманских духовных правления, духовные управления армяно-григориан и армяно-католиков  и т. д. Эти организации должны были ежегодно отчитываться в своей деятельности перед МВД.. В 80-х годах применялись высылки старообрядцев и сектантов. Деятельность таких сект, как адвентисты, баптисты, духоборы находилась под негласным наблюдением полиции, как неблагонадежные. Церковь же не проявляла негативного отношения к инаковерующим.

Манифесты 1905 и 1906 годов провозглашали полную “свобо-ду вероисповедания”. Одновременно расширяется негласное наблюдение за деятельностью “общественных” сект, в том числе и методом агентурного внедрения. Однако правительство старалось не вмешиваться в вопросы религиозной свободы совести там, где это не представляло опасности для государства.

В годы первой мировой войны был принят ряд мер против баптистов, адвентистов и др., пропагандировавших “пацифизм” и обвиненных в пособничестве “кайзеру”. Значительную обеспокоенность вызывал также панисламизм среди мусульман империи, сочувствовавших военному противнику России - Турции. “Устав благочиния и безопасности” 1916 г. запрещал переход из Православия в другую религию, вновь вводил классификацию сект по степени их вредности для государства, наказания для последователей “изуверских” учений.

“Полиция старается всеми зависящими от нее мерами не допускать исполнения изуверных покушений со стороны тех последователей изуверных учений, которые принадлежат к ересям, соединенным со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь свою или других, или же с противонравными, гнусными действиями”. Если мы припомним, что как раз в это время по ряду губерний России прокатилась волна “самозакапываний” раскольников, унесшая жизнь многих членов семей изуверов, в том числе и маленьких детей, мы признаем действия полиции и правомерными, и необходимыми.

До 1917 г. тоталитарными сектами всегда занималось государство - обезвреживались разрушители веры как главного фактора становления нравственности, патриотизма и законопослушности.  Многовековая практика показывала, что отход от Русской Православной Церкви всегда был связан с экстремизмом и нарушением государственных законов.

Как видим, многовековой опыт контроля правоохранительных органов за деятельностью сектантских и иноверных организаций может пригодиться нам и сейчас. Очевидно и то, что  абсолютной “религиозной свободы”, понимаемой как вседозволенность для всякого рода “религиозных новоделов” не существовало с истории нашей страны, не существует ее и в современном цивилизованном мире.

Публикация подготовлена по материалам книги: А. И. Хвыля-Олинтер, к.ю.н., полковник внутренней службы, и С. А. Лукьянов, капитан милиции. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.