Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в образовательных учреждениях

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон

Среди насущных проблем нашего времени с особой остротой встает вопрос о нравственном воспитании молодежи и юношества. От того, каким будет подрастающее поколение, какими выйдут они, зависит будущее нашей земли: ее природа, ее люди, ее облик.

Острота экономических проблем, с которыми столкнулся наш народ, не должна заслонить перед нами проблему духовно-нравственного образования и воспитания.

Сколько бы мы ни полагали забот и трудов, чтобы нам было хорошо, а не позаботились бы прежде, чтобы мы были хороши, то мы трудились бы над невозможным.

Молодое поколение — это наше будущее, это наша смена, а потому для нас не безразлично, каким оно будет. Поэтому вопрос об очеловечении, о нравственной деятельности, о духовной поддержке необходим, но, к сожалению, он мало затрагивается. Вспомним украинского писателя XVIII века Григория Саввича Сковороду.

«Недавно, — пишет он, — некто о мне спрашивал: скажите, что он там делает?» Вот если бы Сковорода оберегал пчел или ловил зверей, тогда бы он казался ему занятым делом. Так только ли разве всего дела для человека: продавать, покупать, строиться?..

Погрузив все сердце наше в море телесных надобностей, мы не имеем времени вникнуть внутрь себя, очистить и поврачевать самую госпожу тела нашего — душу.

Есть, правда, в нас и душа, но такова, как у подагрика ноги: расслаблена, грустна, своенравна, боязлива, завистлива, жадна, ничем не довольна, сама на себя гневна, тощая, бледная, точно пациент из лазарета».

«Ясно, по крайней мере, до наглядности то, — писал с сожалением Ф.М. Достоевский, — что наше юное поколение обречено само отыскивать идеалы и высший смысл жизни». Причина эгоизма, готового омрачить чуть не все отношения людей друг к другу, коренится, по Достоевскому, в отсутствии нравственной поддержки на самых первых порах сознательной жизни человека.

Во что верить, что уважать, к чему стремиться? И все это так нужно молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде! «Пусть даже это искание своего идеала слишком в немногих из них, но эти немногие царят над остальными и ведут их за собой, — это-то уж ясно!» — восклицал писатель.

Святитель Феофан Затворник был глубоким знатоком души человеческой и тонким наблюдателем постоянных взаимодействий молодых людей. Он был твердо убежден, что человеку, стоящему на пути развития нравственных сил, существенно необходим руководитель, содействующий его возрождению. По мысли святителя Феофана Вышенского Затворника, кто вздумает довольствоваться собственными соображениями и думами при разрешении моральных вопросов и затруднений, тот рискует погубить даже истинный дар своей природы.

Необходимость раскрытия человечности в человеке нельзя не признать за самую святую истину. Но без поддержки люди часто теряют всякую нравственную чуткость.

Святитель Феофан глубоко верил в способность человека, проводящего

Похожие материалы

Информация о работе