В багажных грузовых отсеках пассажирских и транспортных самолетов широкое распространение получили сигнализаторы дыма типа ДС-3М2. Сигнализатор представляет собой блок, в котором размещены чувствительный элемент, усилитель и устройство контроля его работоспособности. Рассмотрим структурную схему сигнализатора (рис. 22.3).
Принцип действия сигнализатора основан на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма. В исходном состоянии (при отсутствии дыма) световой поток, создаваемый осветительной лампой 1, закрыт экраном 4.
Рис. 22.3. Структурная схема сигнализатора дыма типа ДС-3М2
a) исходное положение при включенной лампе контроля;
b) рабочее положение при наличии дыма в рабочей полости;
1 – рабочая осветительная лампа; 2 – контрольная лампа;
3 – решетка; 4 – экран;
5 – фоторезистор; 6 – усилитель;
7 – рабочая полость
Экран расположен на одной оси с фоторезистором (чувствительным элементом) 5. Поэтому отраженные от пластинчатых решеток 3 лучи света практически не попадают на фоторезистор. При попадании дыма через решетки 3 в рабочую полость 7 сигнализатора (рис. 22.3, b) световые лучи от лампы 1 отражаются от частиц дыма и засвечивают фоторезистор 5. Сопротивление фоторезистора уменьшается, ток в цепи возрастает. Выходной сигнал с усилителя 6 поступает на соответствующее сигнальное устройство в кабине экипажа.
Контроль работоспособности сигнализатора осуществляется путем последовательного включения контрольной лампы 2 и основной осветительной лампы 1 (рис. 22.3, a). Световой поток от лампы 2, минуя экран 4, попадает непосредственно на фоторезистор 5. При этом проверяется вся рабочая цепь сигнализатора.
Срабатывание сигнализатора происходит при наличии дыма в рабочей полости 7, концентрация которого снижает оптическую прозрачность среды на 20…50%. При попадании открытого пламени в зону видимости фоторезистора 5 также осуществляется срабатывание сигнализатора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.