О "самопреследовании" в Русской Церкви

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

О "САМОПРЕСЛЕДОВАНИИ" В РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

      Страдать за Церковь - еще не много значит,

а вот страдать от Церкви - это уж подлинно что-то.

      Жорж Бернанос

Из России приходят тревожные вести о целом ряде конфликтов, раздирающих

Русскую Церковь. Прошла та пора, когда Церковь, обретшая после 70 лет лютых гонений или тяжкого пленения свободу, дружно, соборно, со всей

Россией, подымалась из-под глыб. Теперь пришло уже время не восстановления, а созидания, и на этом пути, естественно, из-за разорванной традиции и при недостаточных и скороспело испеченных кадрах,

Церковь сталкивается с немалыми трудностями, чтобы не сказать с искушениями, которые, дай Бог, со временем ей удастся преодолеть в духе евангельской любви и свободы.

Путеводной звездой в устроении Церкви должен был бы служить Собор 1917-го года, единственное свободное церковное волеизъявление за многие десятилетия, если не века. Тщательно подготовленный, он максимально приблизил Церковь к ее экклезиологическим основам, дав центральное место выборному началу, преобразив приходской устав и так далее. Но, к сожалению, возврата к решениям Собора 17-го года не наблюдается. За канонизацией патриарха Тихона не последовало восприятие его наследия: от духа святителя, - такого свободного, широкого, открытого на мир, умеющего различать главное от второстепенного, преодолевать национальную и политическую узость универсальной перспективой,- не : стали ли в наши дни удаляться? Не скажет ли будущий историк, что накануне третьего тысячелетия, вместо того, чтобы смело шагнуть вперед, навстречу современности, Русская Церковь обернула свой взгляд назад, к синодальным порядкам, когда так часто все живое и ценное запрещалось или преследовалось: стоит только вспомнить судьбу Библейского общества, имена

Макария Глухарева, Федора Бухарева, затравленного Аскоченским, запрещение религиозно-философских собраний, знаменитое изречение Достоевского

"церковь в параличе" и т.д. Впрочем, "самопреследование" в Церкви существовало и в древней Руси, как в домонгольский период, так и в московский: св. Авраамий Смоленский был обвинен "иереями и черноризцами" в ереси, долгие годы находился под запрещением (причислен три века спустя к лику святых на одном из макарьевских соборов), Максим Грек, ныне прославленный, был заточен в монастырь, отлучен от Церкви и более 12 лет лишен причастия. К этой теме - о самопреследовании в Церкви-мы вернемся в другой раз. Но перечисленные имена уже позволяют сказать, что

"самопреследование" всегда возникало на почве конфликта между консервативными, а то и "обскурантскими" кругами и отдельными просвещенными деятелями, опережавшими свой век.

Дело о. Георгия Кочеткова

Большую тревогу вызвало не только в России, но и во всем православном мире, запрещение, наложенное в июне 1997 года и длящееся уже почти год, на свящ. Георгия Кочеткова и на 12 (двенадцать!) мирян его прихода.

Ревностный миссионер и катехизатор, обративший в христианство сотни людей, о. Георгий Кочетков, вдохновляясь богослужебной практикой православных приходов на Западе, совершал богослужение на русском языке, стараясь вернуть некоторым сторонам обряда их исконный смысл. Быть может делал он это с излишним рвением, слишком систематически, но тем не менее всякий, кто бывал в его храме, не мог не поразиться жизненности его многолюдного прихода (около 1000, а иногда и больше человек, в основном молодых и новообращенных). Не менее достойна похвал и уважения деятельность созданной им Высшей Богословской Свято-Филаретовской Школы (в попечительский совет которой входят такие столпы современного Православия, как митроп. Антоний Блюм и архиеп. Михаил Мудьюгин). Преследования о.

Георгия Кочеткова начались несколько лет назад со стороны целого ряда консервативных священников и изуверской организации "Радонеж", но встречали, казалось бы, сопротивление со стороны Патриарха. Назначение вторым священником о. Михаила Дубовицкого, молодого и неопытного, к тому же противника богослужебных "новшеств" прихода, было, судя по всему, инспирировано теми, кто хотел добиться во что бы то ни стало разрушения миссионерского дела о. Георгия. Как показывает видеопленка, заснятая во время разразившегося скандала в июне прошлого года и использованная обществом "Радонеж" в целях разоблачения О.Георгия, о. Михаил Дубовицкий явно находился в состоянии психического аффекта: кидался на пол, пытался выбегать из храма в облачении, кричал, что его убивают, и т.п.

Последовавшая госпитализация о. Михаила, по распоряжению вызванного врача, стала поводом для запрещения о. Георгия и его помощников прежде выяснения точных обстоятельств дела: и медицинской комиссией, и милицейскими властями о. Георгий Кочетков был полностью оправдан в возводимых на него обвинениях. О. Георгий и его помощники тем не менее целиком подчинились решению священноначалия, исповедовались, как им было велено, у духовника епархии и дважды смиренно, но увы тщетно просили Святейшего снять жестокое прещение. Газета же "Радонеж", якобы христианская, но отличающаяся духом оголтелой злобы (совершенно в стиле былой советской прессы), не унимается: в апреле месяце она напечатала заведомо ложное сообщение о том, что на

Пасху о. Георгий Кочетков нарушил запрещение и причащался, чтобы лишний раз потребовать извержения о. Георгия из сана...

Тем временем приход о. Георгия разрушен: назначенный новый настоятель служит в почти пустом храме... Ниже читатель найдет текст писем парижской православной общественности и проф. Димитрия Поспеловского, обращенные к

Похожие материалы

Информация о работе