О "самопреследовании" в Русской Церкви, страница 2

Святейшему Патриарху, и ответ последнего. В защиту о. Георгия выступил также известный ученый, патриот и писатель академик Сергей Аверинцев, пославший письмо Патриарху (напечатано было в "Русской Мысли").

Наряду с запрещением о. Георгия, тревогу вызывает и тот допрос, которому был подвергнут московский священник о. Владимир Лапшин. От него руководители Московской епархии требовали, чтобы он отказался от высказанных им по радио двух мнений: 1) о том, что имеется возможность покаяния и после смерти (эта область не догматизирована и потому вопрос остается открытым); 2) что праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм имеет скорее символический смысл, чем собственно исторический (что доказано библейской наукой). Отец Владимир законно ответил, что отказаться от широко разделяемых мнений в области не догматической он по совести не имеет права.

Инциденты в Латвийской, Томской и Екатеринбургской епархиях

Лиха беда начало. Практика запрещений без расследования и суда распространилась и на другие епархии российской Церкви. В Латвийской епархии был запрещен по идеологическим причинам о. Владимир Вильберт, ученик известного старца о. Тавриона Батозского (подчинившись запрещению, служит псаломщиком в пустыньке покойного о. Тавриона).

Томский епископ без всяких оснований (на самом деле, чтобы скрыть собственный неблаговидный поступок) запретил в служении двух священнослужителей, одного молодого диакона и одного священника, зятей известного правозащитника В. Фаста (брата одного из образованнейших священников соседней Красноярской епархии). Многочисленные письма протеста в Патриархию возымели действие: по настоянию Святейшего епископ запрещение снял, но сохранил в пределах епархии (что равносильно изгнанию молодых семейных священнослужителей из епархии).

В Екатеринбургской епархии, в мае этого года, епископ Никон вызвал троих священников и потребовал от них, чтобы они под клятвой и под угрозой запрещения отказались от учения и книг о.о. Александра Меня, Иоанна

Мейендорфа и Александра Шмемана: двое из них повиновались, третий отказался и был подвергнут "пожизненному" (!) запрещению... В тот день, по распоряжению епископа, было совершено в духовном училище публичное аутодафе (сожжение) книг вышеупомянутых богословов. Это уже граничит с умопомрачением...

Митроп. Смоленский Кирилл, член Синода, высказал надежду, что кризис, связанный с о. Георгием Кочетковым, будет скоро уврачеван. Дай Бог, чтобы крайне жестокое по своей длительности запрещение было снято. Но как показывают инциденты в других епархиях, вопрос должен быть поставлен более коренным образом. Теперь, что Церковь обладает внешней свободой, ей пришло время оберегать и свободу внутреннюю, отказаться от авторитаризма

(ведущего, как мы видим, к произволу) синодального и советского времени, и, вдохновляясь духом Собора 17-го года, словами, действиями и образом

Святителя Тихона, вернуться к каноническому строю, максимально обеспечивающему внутрицерковную свободу и справедливость.

Никита Струве

Прошение Патриарху Алексию II от клириков и прихожан храма Успения

Пресвятой Богородицы в Печатниках

Ваше Святейшество, Святейший Владыка!

Почтительнейше и сердечно поздравляем Вас с грядущими и великими днями воспоминания Креста и Воскресения Христова! Да дарует Вам Распятый и

Воскресший Господь Свою благодать, милость и мир в Вашем Патриаршем служении на многая лета!

Ваше Святейшество! Мы, недостойные грешники, вновь дерзаем обратиться к

Вам и просим Вашей Патриаршей милости - снятия наложенных на нас прещений.

В эти дни, когда вся Церковь вспоминает Голгофские страдания Спасителя и готовится к Пасхе Христовой, мы, осознав свои грехи, лично испросив прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели и против кого согрешили, смиренно обращаемся к Вам с этой мольбой. горячо желая вместе со всей Церковью встретить Воскресшего и участвовать в Трапезе Его, ибо

"не здоровые имеют нужду во враче, но больные".

Вашего Святейшества послушники и богомольцы свящ. Георгий Кочетков, А.В. Байков, А.Д. Василевская, Д.С. Гасак, А.М.

Копировский, В.К. Котт, В.М. Кулыгин, В.Е. Максимовский, С.И. Матвеев,

О.В. Романов, Р.И. Соколинский, Г.А. Чуев, В.И. Якунцев.

10 апреля 1998 г.

Письмо членов редакционной коллегии "Вестника" Патриарху Алексию II и членам Священного Синода*

1 июля 1998 г. Париж

Ваше Святейшество,

Ваши Преосвященства, члены Св. Синода

Считаем своим долгом перед Богом и перед памятью высокочтимых и всемирно известных богословов высказать нашу боль и наше крайнее удивление в связи с событиями, происшедшими в Екатеринбургской епархии: сожжение, по распоряжению местного епископа, книг убиенного прот. Александра Меня и протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа, а также противоканоническое, без суда, "пожизненное" запрещение свящ. Олега

Вахмянина за то, что он отказался "развенчивать" новоявленные (но не названные!) ереси, содержащиеся, якобы, в этих книгах (указ еп. Никона от

6-го мая 1998 г., под номером 197).

Безумный поступок епископа Никона, напоминающий худшие времена инквизиции, дай-то Бог - единичный, и мы не сомневаемся, что он будет осужден священноначалием. Но, увы, и из других мест до нас доходят сведения о том, что великие достижения православного богословия XX века (в частности, в эмиграции) подвергаются подозрению, если не осуждаются.

Умоляем Вас, Ваше Святейшество и Преосвященные Владыки, сделать все возможное, чтобы остановить это "угашение духа", грозящее подточить творческие силы в Церкви.

Испрашивая ваших святительских молитв,

Игумен Игнатий Крекшин, настоятель Богородично-Рождественского Бобренева монастыря,

Сергей Аверинцев, профессор Московского и Венского университетов, член-корреспондент Российской Академии Наук,

Никита Струве, профессор Парижского университета.