Икона и иконичность в жизни и творчестве преподобного Андрея Рублева

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Василий Дмитриевич и Митрополит Киприан могли пригласить только проверенную и хорошо известную ''дружину'' мастеров.

Следующее упоминание имени Андрея Рублёва относится к 1408 году и связано с г. Владимиром, куда мастер был послан по желанию князя Василия Дмитриевича. Здесь впервые упоминается и Даниил Чёрный. Преподобный Андрей снова назван не Первым. Видимо, он был моложе Даниила. Во Владимире они расписывали Успенский собор.

Некоторое время преподобный Андрей работал также в Звенигороде, у князя Юрия Дмитриевича. Сохранился так называемый Звенигородский чин того периода, дошедший до нас в составе только трёх икон. В двадцатые годы преподобный Андрей Рублёв был приглашён преподобным игуменом Никоном для росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Вскоре после того, в конце жизни преподобного Андрея, также по благославлению преподобного Никона, была написана икона Святой Троицы — ''в похвалу Авве, Преподобному Сергию'', увенчавшая подвиг жизни Преподобного Андрея Рублёва.

Будучи придворным мастером великого князя, преподобный Андрей оставался иноком Спасо-Андроникова монастыря. Нужно иметь ввиду, что между великокняжеским двором и Спасо-Андрониковым монастырём существовали очень близкие отношения, которые продолжались вплоть до XVII века. К тому же монастырь находился в непосредственном ведении Митрополита Киприана, высокообразованного иерарха, тесно связанного и с Константинополем, и с Афоном, и с Болгарией. Несомненно, митрополит Киприан покровительствовал насельникам монастыря, и в частности преподобному Андрею. Преподобный Иосиф Волоцкий (конец XV — начало XVI вв.) свидетельствует, что частые разъезды и пребывание в княжеских домах не мешали преподобному Андрею быть истинным иноком.

Промыслительно, что преподобный Андрей Рублёв и его ''сопостник'' Даниил пребывали в Андрониковом монастыре, посвящённому Спасу Нерукотворному — прообразу христианской иконописи. Поклоняясь Нерукотворному образу Спаса, они с особым усердием просили ниспослания благодатной помощи в священном труде иконописания. Образ Спаса Нерукотворного в те суровые времена являлся также покровителем русских воинов. Поэтому для преподобного Андрея Рублёва иконопись должна особенно тесно связываться с общенародной жизнью, в которой защите Отечества принадлежала преобладающее значение.

Иконопись преподобного Андрея производила сильное духовное впечатление уже на его современников. Не в русской православной традиции утверждать своё имя на иконах, ибо христианское смиренное сознание усматривает в этом горделивое самоутверждение, и имена иконописцев забывались, их подвиг навсегда оставался скрытым от мира. Скупые, разрозненные сведения письменных источников о творчестве преподобного Андрея, краткие свидетельства о том, что все его иконы чудотворны, напоминание преподобного Иосифа Волоцкого о его святости приобретают для нас значение промыслительно приподнятой завесы над тайной его духовной жизни.

Литература о творчестве преподобного Андрея насчитывает ни одну сотню отечественных и зарубежных названий. То, что в этом, в огромном большинстве светская, литература обращается к его творчеству

Похожие материалы

Информация о работе