Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия

Страницы работы

Содержание работы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

СТРУКТУРА (ОПС) АТП.

Каждое АТП формирует свою организационно-производственную структуру, которая в основном определяется технологией производственного процесса и принятом на предприятии разделением труда, и создаётся для того, чтобы обеспечивать полноту и эффективность трудовых процессов, выстраивая их во взаимосвязи. При этом выделяют и условно обосабливают отдельные подразделения или отдельных работников. В результате формирования структуры обеспечивается координация деятельности организационно-обособленных подразделений АТП и контроль над ними.

Организационно-производственная структура АТП – это установленная и зафиксированная в его уставе схема взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Эта схема показывает состав и взаимосвязь отделов и подразделений, обеспечивающих общее управление АТП, организацию процесса перевозки грузов и пассажиров, координацию экономических процессов в АТП и в управлении финансовыми потоками, материально-техническое снабжение (МТС) АТП, наём персонала, техническую готовность ПС к работе на линии и др.

Объединение работников в подразделения, отделы может выполняться по разным признакам, основными из которых считаются:

1) линейный;

2) функциональный;

3) линейно-штабной.

Общими закономерностями являются:

1) повышение роля функциональных подразделений на более высоких уровнях управления;

2) приоритет линейно-штабного принципа по мере углубления внутрипроизводственного хозрасчёта;

3) снижение звенности структур управления;

4) включение в состав хозрасчётных подразделений функциональных исполнителей, перераспределение исполнения задач, ранее решающихся функциональными подразделениями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АТП.

1. Линейный.

Содержание: прямое подчинение нижних звеньев системы управления высшим, в соответствии с производственной структурой.

Достоинства: самостоятельность и полнота ответственности за порученный участок работы, удобство организации хозрасчётных отношений.

Недостатки: децентрализованное использование квалифицированных специалистов.

Сфера применения: управление производственными подразделениями (бригада, автоколонна и т.д.).

2. Функциональный.

Содержание: выделение функций управления, поручаемых соответствующим специализированным на них подразделениям или исполнителям. Общее руководство остаётся за линейным руководителем.

Достоинства: специализация работников по функциям, централизованное использование квалифицированных специалистов.

Недостатки: нарушение единства руководства и ответственности, возможность обезличивания ответственности, противоречие принципов хозрасчёта и самоуправления.

Сфера применения: отдельные службы АТП, не имеющие в составе производственных подразделений.

3. Линейно-штабной.

Содержание: подчинение образованных по производственному признаку низших звеньев системы управления руководителям высшего звена, при которых образуются функциональные подразделения для помощи выработки решения.

Достоинства: сочетание достоинств линейного и функционального подходов, высокая приспособляемость к работе в условиях экономической самостоятельности, чёткое распределение обязанностей.

Недостатки: повышение требований к квалификации и деловым качествам руководителя (особенно первого).

Сфера применения: управление АТП в целом, управление хозрасчётными коллективами в рамках АТП.

АТП самостоятельно утверждает структуру управления. Конкретная организационная структура устанавливается в зависимости местных особенностей АТП на основе типовой отраслевой структуры.

На АТП чаще всего организационная структура формируется по функциональному признаку, когда группируют и организационно выделяют группы работников в соответствии с общностью основных функций, выполняемых ими при решении отдельного круга задач АТП – это коммерческая служба, техническая служба, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д. название, величина и уровень специализации подобных подразделений зависят от величины АТП, характера выполняемых перевозок, принятой системы технических воздействий на ПС, степени диверсификации производства.

Производственно-организационная структура АТП может формироваться также по продуктовому, территориальному, проектному признаку.

Продуктовый признак объединения работников в подразделения используется в АТП только в том случае, когда производство диверсифицировано и поэтому имеет смысл создавать производственные подразделения, деятельность которых направлена на производство и реализацию отдельного вида продукции.

Территориальный признак принимается в том случае, когда существует территориальная отдалённость пунктов расположения отдельных элементов предприятия – филиалы АТП, в которых формируется собственный управленческий аппарат, производственная база.

Проектный признак предполагает, что в АТП временно создаётся полнокомплектная подструктура , сосредоточенная на выполнении какого-либо разового или сезонного проекта. Например, выполнение заказа на транспортное обслуживание строительства крупного объекта. По окончании строительства подструктура расформировывается.

Похожие материалы

Информация о работе