ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СТРУКТУРА (ОПС) АТП.
Каждое АТП формирует свою организационно-производственную структуру, которая в основном определяется технологией производственного процесса и принятом на предприятии разделением труда, и создаётся для того, чтобы обеспечивать полноту и эффективность трудовых процессов, выстраивая их во взаимосвязи. При этом выделяют и условно обосабливают отдельные подразделения или отдельных работников. В результате формирования структуры обеспечивается координация деятельности организационно-обособленных подразделений АТП и контроль над ними.
Организационно-производственная структура АТП – это установленная и зафиксированная в его уставе схема взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Эта схема показывает состав и взаимосвязь отделов и подразделений, обеспечивающих общее управление АТП, организацию процесса перевозки грузов и пассажиров, координацию экономических процессов в АТП и в управлении финансовыми потоками, материально-техническое снабжение (МТС) АТП, наём персонала, техническую готовность ПС к работе на линии и др.
Объединение работников в подразделения, отделы может выполняться по разным признакам, основными из которых считаются:
1) линейный;
2) функциональный;
3) линейно-штабной.
Общими закономерностями являются:
1) повышение роля функциональных подразделений на более высоких уровнях управления;
2) приоритет линейно-штабного принципа по мере углубления внутрипроизводственного хозрасчёта;
3) снижение звенности структур управления;
4) включение в состав хозрасчётных подразделений функциональных исполнителей, перераспределение исполнения задач, ранее решающихся функциональными подразделениями.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АТП.
1. Линейный.
Содержание: прямое подчинение нижних звеньев системы управления высшим, в соответствии с производственной структурой.
Достоинства: самостоятельность и полнота ответственности за порученный участок работы, удобство организации хозрасчётных отношений.
Недостатки: децентрализованное использование квалифицированных специалистов.
Сфера применения: управление производственными подразделениями (бригада, автоколонна и т.д.).
2. Функциональный.
Содержание: выделение функций управления, поручаемых соответствующим специализированным на них подразделениям или исполнителям. Общее руководство остаётся за линейным руководителем.
Достоинства: специализация работников по функциям, централизованное использование квалифицированных специалистов.
Недостатки: нарушение единства руководства и ответственности, возможность обезличивания ответственности, противоречие принципов хозрасчёта и самоуправления.
Сфера применения: отдельные службы АТП, не имеющие в составе производственных подразделений.
3. Линейно-штабной.
Содержание: подчинение образованных по производственному признаку низших звеньев системы управления руководителям высшего звена, при которых образуются функциональные подразделения для помощи выработки решения.
Достоинства: сочетание достоинств линейного и функционального подходов, высокая приспособляемость к работе в условиях экономической самостоятельности, чёткое распределение обязанностей.
Недостатки: повышение требований к квалификации и деловым качествам руководителя (особенно первого).
Сфера применения: управление АТП в целом, управление хозрасчётными коллективами в рамках АТП.
АТП самостоятельно утверждает структуру управления. Конкретная организационная структура устанавливается в зависимости местных особенностей АТП на основе типовой отраслевой структуры.
На АТП чаще всего организационная структура формируется по функциональному признаку, когда группируют и организационно выделяют группы работников в соответствии с общностью основных функций, выполняемых ими при решении отдельного круга задач АТП – это коммерческая служба, техническая служба, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д. название, величина и уровень специализации подобных подразделений зависят от величины АТП, характера выполняемых перевозок, принятой системы технических воздействий на ПС, степени диверсификации производства.
Производственно-организационная структура АТП может формироваться также по продуктовому, территориальному, проектному признаку.
Продуктовый признак объединения работников в подразделения используется в АТП только в том случае, когда производство диверсифицировано и поэтому имеет смысл создавать производственные подразделения, деятельность которых направлена на производство и реализацию отдельного вида продукции.
Территориальный признак принимается в том случае, когда существует территориальная отдалённость пунктов расположения отдельных элементов предприятия – филиалы АТП, в которых формируется собственный управленческий аппарат, производственная база.
Проектный признак предполагает, что в АТП временно создаётся полнокомплектная подструктура , сосредоточенная на выполнении какого-либо разового или сезонного проекта. Например, выполнение заказа на транспортное обслуживание строительства крупного объекта. По окончании строительства подструктура расформировывается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.