Конкуренция и монополия. Универсальные методы максимизации прибыли фирмы, страница 3

Выше отмечалось, что монополия представляет собою отрасль, производящую данную продукцию. Отсюда основные особенности, характеризующие поведение монополиста на рынке:

-  кривая продажи монополии совпадает с кривой спроса рынка данного товара. Поэтому монополия может увеличить объем продаж, только снижая цену не только на последнюю, но и на все предшествующие единицы продукции. Это означает, что предельный доход меньше, чем цена продажи (за исключением первой единицы);

-  поскольку каждый объем продаж связан с некоторой ценой,  монополист, определяя количество продаваемой продукции, вместе с тем определяет и ее цену. Далеко не всегда это высочайшая цена из возможных, что обязательно соответствует небольшому объему реализации товара и  обеспечивает максимум совокупного дохода;

-  монополист, стараясь максимизировать прибыль, будет избегать неэластичного участка кривой спроса, поскольку, снижая цену на неэластичном участке кривой, монополист однозначно будет сокращать валовой доход и необоснованно повышать издержки производства (рис. 8.5).

Рисунок 8.5 - Максимизация прибыли в условиях монополии


Какую же комбинацию цен и объемов производства выбирает монополист? Ответить на этот вопрос возможно, основываясь на использовании тех же методов, что и при исследовании конкурентного рынка – сравнении валового дохода с валовыми издержками и предельного дохода с предельными издержками.

Существование чистой монополии может быть оценено с точки зрения общества в целом. Для этого покажем экономические последствия существования монополии. Они являются результатом того исключительного положения, которым обладает монополист на рынке, и отсутствия конкуренции с другими производителями данного продукта за наиболее выгодные условия функционирования. Прежде всего, это касается установления цены товара: при одинаковых издержках монополист будет считать выгодным продавать меньший объем продукта и назначить более высокую цену, чем конкурентный производитель. Это является следствием монопольного положения на рынке, которое сигнализирует о нерациональности распределения ресурсов в обществе (нарушение равенства Р=МС).

В результате действия положительного эффекта масштаба средние издержки у монополии могут быть ниже, чем у конкурентной фирмы, однако отсутствие жесткой конкуренции позволяет монополии не гнаться за самыми новыми технологиями, в результате чего уровень средних издержек может повышаться. Кроме того, монополия расходует средства на мероприятия  по сохранению своего монопольного положения на рынке, что также отражается на уровне ее издержек.

В конце концов, монопольное положение фирмы влияет и на процесс использования достижений НТП. Используя полученную экономическую прибыль, монополия имеет больше возможностей для осуществления научно-технических разработок, в том числе и фундаментального характера, однако ее защищенное состояние на рынке не стимулирует такой же активности в процессе их внедрения, которая характерная для конкурентных фирм.

Исключительное положение на рынке дает возможность монополии получать экономическую прибыль практически постоянно и тем самым перераспределять доходы общества в свою пользу (нарушается равенство Р=АТС).

Монополия склонна при определенных условиях осуществлять ценовую дискриминацию, то есть продавать разным потребителям ту же самую продукцию по  разной цене, при чем ценовая разность не обоснована разностью в издержках.

Указанные следствия функционирования монополии принуждают общество делать попытки нейтрализации отрицательных эффектов. Относительно монополий, которые не имеют естественного характера, применяется антимонопольное законодательство, а деятельность естественных – регулируется государством.

Рисунок 8.6 - Ограничение цен в условиях монополии