Конкуренция и монополия. Универсальные методы максимизации прибыли фирмы, страница 2

Правило максимизации прибыли модифицируется таким образом: чтобы максимизировать прибыль, конкурентной фирме необходимо производить такой объем продукции, при котором цена товара совпадает с предельными издержками на его производство (рис 8.3). При этом вопрос о том, следует ли производить товар, определяется предварительным сравнением рыночной цены товара и средних переменных издержек (AVC). Товар производится только в случае, если цена больше издержек. Если же цена товара меньше AVC, то дальнейшее существование фирмы нецелесообразно, так как в этом случае объем полученных убытков превысит уровень постоянных издержек (см.  сравнение валовой прибыли и валовых издержек). Дальнейшее сравнение предельных издержек и предельного дохода осуществляется для определения оптимального объема производства продукции.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность вносить определенные изменения в объем и структуру используемых производственных мощностей, а само количество фирм в отрасли изменяется в зависимости от рыночной ситуации. Достигнутое в отрасли соотношения спроса и предложения формирует рыночную цену, к которой приспосабливаются конкурентные фирмы. Наиболее устойчивым стоянием фирм является состояние, позволяющее предпринимателю максимизировать прибыль, которая не превышает, однако, уровень нормальной прибыли. Такая ситуация достигается одновременным выполнением трех условий   (рис 8.4):

Рис унок 8.4 - Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде


1) Для конкретной фирмы предельный доход является  неизменным, то есть MR=P;

2) Максимум прибыли достигается  при условиях P=MC=MR;

3) Полученная прибыль является нормальной: Р=АTCmin.

Последнее условие, на первый взгляд парадоксальное, служит фактором, обеспечивающим устойчивость равновесия фирмы в долгосрочном периоде. При увеличении рыночных цен в данной отрасли возникает возможность получения экономической прибыли, что притягивает в отрасль другие фирмы и приводит к возрастанию объемов производства этого вида продукции.

Снижение рыночных цен ниже равновесного уровня (и уровня АТС) введет к убыткам и вызовет уход фирм из отрасли. В стремлении снова достичь оптимального соотношения цен и средних валовых издержек фирмы, которые остались в отрасли, стараются снизить уровень издержек, изменить структуру производственных потребностей.

Отмеченное тройное равенство характеризует и еще одну сторону равновесного состояния фирмы в долгосрочном периоде. Равенство цены минимальным средним издержкам говорит о том, что фирма придерживается минимальной цены и получит тот объем прибыли, который общество считает справедливым. Равенство цены предельным издержкам означает, что экономические ресурсы распределены соответственно с предпочтениями потребителей, которые определяются величиной рыночного спроса на данную продукцию.

3. Монополия

Полной противоположностью рынка совершенной конкуренции является рынок чистой монополии. Абсолютная, или чистая, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей.

Монополист – это отрасль, которая состоит из одной фирмы. Эта фирма производит товар, который не имеет близких заменителей, что дает возможность монополисту диктовать цену и блокировать вступление в рынок возможных конкурентов.

Ограничить вступление в отрасль конкурентов монополист может, используя такие инструменты как экономию на издержках, так как значительные объемы производства дают возможность монополии использовать положительный эффект масштаба и снижать  цены, не давая возможности конкурентам развернуть производство и выйти на довольно большой его объем; захват важнейших рынков сырья, используемых для производства данного товара; покупку патентов и лицензий, ограничивающих права конкурентов на использование тех или других технических решений; использование возможностей для создания естественной монополии, если такие существуют (естественная монополия возникает в том случае, если конкуренция в производстве данного товара невозможна технически; например, система водоснабжения, электросеть в определенной местности и прочее); недобросовестную конкуренцию, то есть агрессивные, жестокие действия, направленные на подавление конкурентов (например, давление на поставщиков ресурсов или банки, дискредитация продукта или самой фирмы в глазах потребителя, раздувание скандалов в печати относительно подробностей личной жизни конкурента и прочее).