Доходы и их распределение. Теоретические концепции источников и распределения доходов. Кривая Лоренца и проблемы социальной справедливости, страница 5


               На рис. 9.3а,б дифференциальная рента показана с помощью кривых предельных издержек (МС) и средних общих издержек (АТС) для двух нефтедобывающих компаний.


Рисунок 9.3а - Наличие дифференциальной ренты

Рисунок 9.3б - Отсутствие дифференциальной ренты, так как цена нефти и издержки ее добычи (АТС) в условиях более глубокого залегания пластов совпали

4. Кривая Лоренца и проблемы социальной справедливости

Для измерения фактического распределения доходов (вертикальное распределение) используют кривую Лоренца и коэффициент Джини, которые показывают, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения. Это позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

Кривая Лоренца – метод графического изображения степени неравномерности распределения доходов – представлена на рис. 9.4.


Подпись: 0Рисунок 9.4 - Кривая Лоренца

Линия равномерного распределения дохода представлена на графике диагональю. Если принять величину дохода и численность населения за 100%, то луч ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения.

Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями  координат, но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая (кривая Лоренца), отклонение которой от диагонали показывает степень распределения доходов.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают так: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат называют коэффициент Джини.

Если коэффициент Джини близок к нулю, общество находится в состоянии «уравниловки»; при коэффициенте, равным единице, – в ситуации «нищего большинства» и «сверхбогатого меньшинства». Социальная рыночная экономика исключает такие крайности благодаря государственной политике доходов. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямыми и косвенными методами:

-  трансфертными платежами, помогая, таким образом, малообеспеченным;

-  регулированием цен на социально важную продукцию;

-  индексацией фиксированных доходов и трансфертных платежей;

-  введением обязательного минимума зарплаты как базы для оплаты труда на предприятиях;

-  прогрессивным налогообложением, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста номинального дохода.

Справедливо ли рыночное распределение доходов? Оно порождает  имущественную дифференциацию. Но оно в определенной мере может компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, которая обеспечивает совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержания малообеспеченных с помощью трансфертных платежей и значительных социальных программ.

«Справедливое» распределение означает (и это досказала практика) подрыв стимулов и эффективности работы, социальное иждивение, которое завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего.

С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью». И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического процесса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохранит свою жесткую однозначность. Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным».