Теория фирмы. Экономическая природа фирмы. Основные типы фирм

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

работы в процессе разделения труда, а конечный продукт является результатом их совместных усилий, т.е. кооперации труда.

Различаются понятия «фирма» и «предприятие», хотя в зарубежной и отечественной литературе они часто отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технологический комплекс, используемый для производства товаров (услуг) в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод, швейная фабрика, аэропорт, магазин. Фирма – это организация, которая владеет предприятиями и ведет хозяйственную деятельность на них. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. Фирмы могут быть горизонтального типа, т.е. охватывают предприятия, находящиеся на одной стадии производства (например, сеть продуктовых магазинов), или вертикального типа, т.е. объединяют предприятия, находящиеся на различных взаимосвязанных стадиях производственного процесса (например, сталелитейные комбинаты, куда входят рудники и шахты, известняковые карьеры, коксовые печи, домны,  прокатные станы, кузницы, литейные цеха). Достаточно развитым явлением в современной рыночной экономике являются диверсифицированные фирмы, охватывающие предприятия, которые оперируют в разных отраслях и на разных рынках.

Первоначально слово «фирма» (от англ. «firma») означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время  фирма – субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью. Фирма – это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.п.

Фирмы классифицируются на малые, средние и крупные в соответствии с определенным критерием. Как правило, в качестве таких критериальных показателей берутся количество занятых, размер активов и годовой оборот (валовая выручка за год) фирмы. Причем, пороговые значения критерия количества занятых отличаются от страны к стране. Так, по законодательству Украины, к мелким предприятиям относятся имеющие количество занятых до 200 человек – в промышленности и строительстве, до 50 человек – в других областях производственной сферы.

О преимуществах крупных производств общеизвестно. Очевидно, что именно они определяют экономическую динамику национальных экономик. Однако, и малые фирмы, как показала практика последних десятилетий, находят свое место в экономике благодаря большим возможностям гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, активной разработке нововведений в рамках венчурных (рискованных) предприятий, кооперации и специализации

Похожие материалы

Информация о работе