Обзор зарубежных конструкций роботов-штабелеров и автоматизированных тележек, страница 3

Высокопроизводительная работа портальных роботов обусловлена тем, что их грузозахватные устройства работают по принципу «многофункциональных захватов» типа MultiPick, что позволяет одновременно транспортировать и устанавливать на поддон один на другой до шести ящиков с продукцией. При этом важно отметить, что продукция в транспортируемых ящиках может быть различной, как это и происходит при комплектования заказа. По завершении комплектования грузов роботами напольный цепной конвейер транспортирует поддоны к автоматическим устройствам, которые обтягивают их полимерной пленкой, завершая формирование грузовых единиц. Далее подвесная монорельсовая дорога транспортирует поддоны на участок отправления, где продукцию загружают на автотранспортные средства и поставляют заказчикам.

По мнению специалистов, описанная выше система комплектования грузов на складе блочного типа с использованием портальных роботов исключает трудоемкие работы, выполняемые не только вручную, но и с использованием погрузчиков и других транспортных средств. Наблюдаемая в настоящее время тенденция к увеличению номенклатуры продукции в каждом из заказов при одновременном росте их общего числа требует создания высокопроизводительных систем, подобных представленной. К тому же по производительности и другим экономическим показателям эта разработка превосходит традиционные решения. Об этом свидетельствует и то, что вышеупомянутая фирма «Hartwall», установившая на своем предприятии роботизированную систему с подъемными механизмами, которые функционируют по принципу MultiPick, решила полностью использовать ее возможности и перейти к централизованной схеме комплектования заказов, одновременно закрыв ряд региональных пунктов, где ранее выполнялись такие же работы.

Применение портальных роботов в логистике — в частности, для сортировки грузов, комплектования заказов на поддонах, подачи требуемых деталей для сборки изделий, а также для выполнения других операций — получило достаточно широкое распространение. Дальнейшее совершенствование роботизированных технологий в логистике связано с применением так называемых зрячих роботов — то есть роботов, оборудованных трехмерной системой наблюдения за зоной обработки груза. Они успешно заменяют портальные роботы, используемые для выполнения отдельных операций — например, для укладки грузов на поддоны или взятия их с поддонов в нужной последовательности, — и дают при этом значительный экономический эффект. В настоящее время одним из ведущих производителей этого оборудования является фирма «Svensk Industriautomation AB» (Швеция), которая предлагает роботы PalletPicker-3D, оборудованные трехмерной системой видения и отличающиеся компактностью, надежностью и экономичностью.

Довольно распространенным видом роботов, предназначенных для перемещения и подъема грузов, является автоматизированный напольный транспорт. Один из наиболее крупных проектов по усовершенствованию комплекса таких устройств, связанный с расширением центрального склада запасных деталей крупной автомобилестроительной фирмы, планирует выполнить компания «ISA GmbH» (ФРГ). Проект включает модернизацию и расширение действующей транспортной системы с напольными тележками, работающими без водителей (FTS1). Разработанный проект предусматривает модернизацию 57 действующих тележек с переводом их на привод переменного тока и новые устройства программного управления (Siemens S7/300 — на тележках и Siemens S7/400 — на посту управления), а также поставку 20 новых тележек последнего поколения. Все 77 тележек (г/п 2т) будут работать в единой системе управления. Обмен данными между тележками и постом управления осуществляется с использованием промышленной сети Ethernet в соответствии со стандартом IEEE2 802.11 на беспроводные локальные сети. Тележки при собственной массе 660кг имеют небольшие габариты (длина 3,5м, ширина 2м и высота 1м) и питаются от аккумуляторных батарей емкостью 400А·ч, подзаряжаемых после 5–6 рабочих смен. Комплекс управляется через индуктивную систему шлейфов, размещенных в полу склада. Большое внимание уделено безопасности: тележка останавливается уже через 0,5м после несанкционированного контакта ее бампера с каким-либо препятствием.

Рис. 4. Один из действующих экспонатов на Ганноверской Ярмарке 2002 года

Масштабы увеличения количества роботизированных комплексов во всем мире, а также интенсивность новых разработок в этой области, безусловно свидетельствуют в пользу особой перспективности этого направления развития ПТО. Хочется надеяться, что в недалеком будущем подобным оборудованием будут оснащены склады не только зарубежных, но и многих российских предприятий.