Почти в 70% случаев причиной отказов является изнашивание. Изучением его занимается наука – трибоника (от слова tribos - «трение»), основанная на молекулярно- кинетической теории.
В основе лежит представление о том, что трение возникает вследствие механического зацепления отдельных микронеровностей и молекулярного взаимодействия (адгезии) между трущимися поверхностями.
Износ — изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия или инструмента вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя изделия при трении.
Усталостное изнашивание возникает под действием больших удельных повторно-переменных нагрузок, превышающих предел текучести металла, в результате чего образуются микропластические деформации сжатия и упрочнения поверхностных слоев. Микро и макротрещины по мере работы развиваются и приводят к усталостному отслаиванию частиц металла. На контактных поверхностях образуются одиночные и групповые осповидные углубления и впадины. Глубина впадин зависит от свойств металла, удельных давлений и размера контактных поверхностей. После заметного появления усталостного износа быстро наступает аварийное состояние. Усталостному изнашиванию преимущественно подвержены поверхности трения-качения подшипников и зубьев шестерен. Нарушение межосевого расстояния и оосности вызывает повышенные удельные давления и повышенный усталостный износ деталей. Меры борьбы с усталостным изнашиванием — правильный монтаж подшипников и зубчатых передач.
Кавитационное изнашивание деталей
Кавитация — (от лат. cavitas — пустота) — образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая кавитация), существуют и другие причины возникновения эффекта. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырек захлопывается, излучая при этом ударную волну, посылая струи жидкости на поверхность металла со сверхзвуковой скоростью. Образуются мелкие трещины, которые соединяются до тех пор, пока не произойдет отрыв мелких частиц с поверхности металла.
Когда возникает кавитация ?
· - Температура жидкости достигает точки кипения.
· - При быстром движении жидкостей поперек ям и впадин.
· - При движении в жидкости деталей, создающих зоны разного давления (колебания гильзы цилиндров).
· - При низком давлении жидкостей в системах (плохая крышка радиатора, высокое расположение над уровнем моря).
· - При высоком сопротивлении у жидкостных насосов на входе.
· - При утечках на линии всасывания (разрежении) и попадании воздуха в систему.
· - При низком уровне жидкости, вызывающим его газирование.
1)Неровная в ямках поверхность гильзы цилиндров - результат кавитации. Повреждение ограничено одной зоной на гильзе. Факты показывают, что поврежденная зона находилась между цилиндрами(там накладываются ударные волны) . В результате в стенках цилиндра образовываются дырки, которые приводят к тому, что охлаждающая жидкость начинает попадать в цилиндры двигателя.
Предотвращение: Используется специальная добавка - кондиционер (например, хромпик) для формирования специального защитного слоя, который
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.