По данным таблицы 3.2 построены графики υΣ1 = υΣ1 (x1) и υΣ2 = υΣ2 (x1) (рисунок 3.2). Точке пересечения графиков соответствует х1опт = 0,58.
Рисунок 3.2 – Графики υΣ1 = υΣ1 (x1) и υΣ2 = υΣ2 (x1)
Смещение х1 принято равным 0,58; х2 = хΣ – х1 = 1,1536 – 0,58 = 0,5736.
Основные параметры зацепления получены при помощи программы ТММ21 при х1 = 0,58.
Таблица 3.3 – Основные геометрические параметры зацепления
Параметры, единицы измерения |
Величина |
Обозначение |
|
1 |
Коэффициент смещения шестерни |
0,58 |
x1 |
2 |
Коэффициент смещения колеса |
0,5736 |
x2 |
3 |
Коэффициент суммы смещений |
1,1536 |
xΣ |
4 |
Коэффициент воспринимаемого смещения |
1 |
y |
5 |
Коэффициент уравнительного смещения |
0,1536 |
Δy |
6 |
Угол зацепления, град |
26˚27`36`` |
αw |
7 |
Межосевое расстояние, мм |
105 |
aw |
8 |
Делительное межосевое расстояние, мм |
100 |
a |
9 |
Делительный радиус шестерни, мм |
37,5 |
r1 |
10 |
Делительный радиус колеса, мм |
62,5 |
r2 |
11 |
Основной радиус шестерни, мм |
35,25 |
rb1 |
12 |
Основной радиус колеса, мм |
58,75 |
rb2 |
13 |
Начальный радиус шестерни, мм |
39,375 |
rw1 |
14 |
Начальный радиус колеса, мм |
65,625 |
rw2 |
15 |
Радиус вершин шестерни, мм |
44,632 |
ra1 |
16 |
Радиус вершин колеса, мм |
69,6 |
ra2 |
17 |
Радиус впадин шестерни, мм |
34,15 |
rf1 |
18 |
Радиус впадин колеса, мм |
59,12 |
rf2 |
19 |
Шаг зацепления, мм |
15,71 |
pb |
20 |
Высота зуба, мм |
10,48 |
h |
21 |
Делительная толщина зуба шестерни, мм |
9,97 |
s1 |
22 |
Делительная толщина зуба колеса, мм |
9,94 |
s2 |
23 |
Основная толщина зуба шестерни, мм |
10,42 |
Sb1 |
24 |
Основная толщина зуба колеса, мм |
11,10 |
Sb2 |
25 |
Начальная толщина зуба шестерни, мм |
8,81 |
Sw1 |
26 |
Начальная толщина зуба колеса, мм |
7,68 |
Sw2 |
27 |
Толщина зуба по окружности вершин шестерни, мм |
2,81 |
Sa1 |
28 |
Толщина зуба по окружности вершин колеса, мм |
3,50 |
Sa2 |
29 |
Радиус окружности между rw и ra шестерни, мм |
42,00 |
ry1 |
30 |
Радиус окружности между rw и ra колеса, мм |
67,61 |
ry2 |
31 |
Толщина зуба по промежуточной окр. шестерни, мм |
6,28 |
Sy1 |
32 |
Толщина зуба по промежуточной окр. колеса, мм |
5,76 |
Sy2 |
33 |
Длина активной линии зацепления, мм |
17,9 |
gα |
34 |
Передаточное отношение |
1,6667 |
i12 |
35 |
Коэффициент перекрытия |
1,2127 |
εα |
Принятый коэффициент смещения х1 находится в пределах х1min = 0,1176 и х1max = 1,01 найденного при оптимизации по изгибной прочности (график 3.1).
αw > α, межосевое расстояние аw больше делительного межосевого расстояния а, что свидетельствует о повышенной контактной прочности положительного зацепления по сравнению с нулевым. Толщины зубьев по окружности вершин (Sa1 = 2,81 мм; Sa2 = 3,5 мм) больше 0,25m (1,25 мм) из условия незаострения. Коэффициент перекрытия εα = 1,2127 больше минимально допустимого εα = 1,2 из условия непрерывности зацепления.
Построение картины эвольвентного цилиндрического зацепления а) На поле чертежа изображена точка О1 — центр вращения шестерни.
б) В наклонном положении проведена межосевая линия О1О2 в масштабе М4:1.
в) Основные окружности вычерчены радиусами rb1 и rb2.
г) Проведена общая касательная к обеим основным окружностям. Расстояние между точками касания В1В2 — линия зацепления.
д) Точка пересечения межосевой линии и линии зацепления обозначена W - полюс зацепления.
е) Радиусами О1W и О2W проведены начальные окружности, перекатывающиеся друг по другу без скольжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.