5 РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Исходные данные: номер подшипника – 226; класс точности – 5; радиальная нагрузка на опору F=30 кН; нагружение внутреннего кольца – циркуляционное; нагружение внешнего кольца – тяжелый режим работы, местное нагружение с перегрузкой до 300 % и сильной вибрацией.
Основные характеристики подшипника качения (ПК) [2]:
– внутренний диаметр d=130 мм;
– наружный диаметр D=230 мм;
– ширина подшипника B=40 мм;
– радиус закругления r=4 мм;
– диаметр заплечика вала d 2min= 144 мм;
– диаметр заплечика корпуса D 2max= 216 мм;
– Ширина проточки b1 = 8 мм.
Определена интенсивность радиальной нагрузки p, кН/м, на посадочной части циркуляционно нагруженного кольца [2]:
(8.1)
гдеk1 – динамический коэффициент посадки, k1 = 1,8 [2]; k2 – коэффициент учитывающий ослабление посадочного натяга за счёт тонкостенной втулки или полого вала, k2= 1 [2];k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел катания, k3 =1 [2]; b – рабочая ширина посадочного места ПК, м.
Поскольку , то рабочая ширина посадочного места ПК рассчитана по формуле:
. (8.2)
.
кН/м.
В зависимости от допускаемой интенсивности радиальной нагрузки на посадочную поверхность вала при циркуляционном нагружение и 5 класса точности ПК принято для диаметра вала поле допуска к5. Поле допуска диаметра отверстия корпуса с учётом режима работы, вида нагружения и класса точности принято N6.
На вал принимается посадка: .
На корпус принимается посадка: .
Таблица 8.1 – Основные характеристики посадок ПК на вал и в корпус
Характеристики |
Условные обозначения |
Посадки |
|
|
|
||
Номинальный размер |
Dн=dн |
130,000 |
230,000 |
Предельные размеры отверстия |
Dmax Dmin |
130,000 129,987 |
230,0145 229,9855 |
Предельные размеры вала |
dmax dmin |
130,021 130,003 |
230,000 229,985 |
Допуск отверстия |
TD |
0,013 |
0,029 |
Допуск вала |
Td |
0,018 |
0,015 |
Предельные зазоры |
Smax Smin |
__ –– |
0,0295 –– |
Предельные натяги |
Nmax Nmin |
0,034 0,003 |
0.0145 –– |
Средние зазоры |
Sср |
–– |
0,0075 |
Средний натяг |
Nср |
0,0185 |
–– |
Допуск посадки с зазором переходной с натягом |
ТПS TПП ТПN |
–– __ 0,031 |
–– 0,044 –– |
Схемы поле допусков посадок ПК на вал и в корпус представлены на рисунках 8.1
Рисунок 8.1 - Схема полей допусков посадки ПК на вал(в системе отверстия) и в корпус (в системе вала)
Среднее значение исходного зазора S1, м [2]
, (8.3)
где Smin, Smax –исходные радиальные зазоры в ПК, Smin= 35·10-6м;Smax=90·10-6м;
.
После установки ПК на вал и в корпус может произойти деформация беговых дорожек, как внутреннего кольца, так и внешнего.
Наибольшая величина диаметральной деформации беговой дорожки внутреннего и наружного колец и , м [2]:
; (8.4)
, (8.5)
где , – эффективные натяги (два, разных) внутреннего и наружного колец ПК, м [2]
, (8.6)
где – наибольший натяг выбранной стандартной посадки соответствующего кольца ПК, для внутреннего кольца м, для внешнего кольца м; d0, D0 – приведённые средние диаметры внутреннего и наружного колец, м.
Внутреннего кольца: , (8.7)
м.
Наружного кольца: , (8.8)
м .
м; м.
м.
м.
Посадочный зазор ПК после его установки , м [2]:
(8.9)
м
м, (8.10)
м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.