Таблица 6.6. Исходные данные для расчета комплексного показателя технического уровня.
Исходные данные |
Базовая машина |
Новая машина |
Масса машины с опорожненными емкостями, кг |
6000 |
5400 |
Скорость (рабочая), км/ч |
80 |
80 |
Многофункциональность |
1 |
2 |
Затраты на топливо, руб/час |
90 |
210 |
Технический уровень проектируемой техники необходимо оценивать с учетом всей совокупности параметров изделия, рассчитаем комплексный показатель технического уровня (КПТУ) по формуле 6.1. КПТУ базовой машины принимаем равным 1.
кпту = ∑bI Z gI, (6.6)
где bI - коэффициент весомости (значимость) 1-го параметра;
gI - относительные единичные показатели качества.
Относительные единичные показатели качества расчитывают по формулам:
gI = Pni/Pvi или gI = Pvi/ Pni
где Pni, Pvi - абсолютное значение 1-го показателя качества собственно новой и базовой техники.
Для расчета выбираем показатели качества:
X1 - масса машины;
Х2 - скорость машины;
Х3 - многофункциональность;
Х4 - расход топлива шасси автомобиля.
При расчете КПТУ важно определить коэффициенты весомости b, отражающие значимость, степень влияния 1-го параметра на величину полезного эффекта. Использование данного метода для анализа повышает достоверность экспертных оценок при сравнении вариантов и систематизирует процедуру экспертизы. Оценить значения всех единичных относительных показателей качества техники, следует внести результаты в таблицу 6.7.
Таблица 6.7.
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
|
X1 |
= |
< |
< |
< |
X2 |
> |
= |
< |
< |
X3 |
> |
> |
= |
< |
X4 |
> |
> |
> |
= |
В данном случае знак «>» означает, что масса машины является менее важным параметром, чем расход ДТ. В свою очередь знак «=» означает равность значимости параметров машины.
Составим таблицу, где знаки «>»; «<»; «=» заменены на соответствующие коэффициенты предпочтения ai 0,5 при «<»;1,5 при «<»; 1,0 при «=»;
.
Полученные данные приведены в таблице 6.8
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
∑ ai |
|
X1 |
X2 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
X2 |
X3 |
1 |
0,5 |
0,5 |
3,5 |
X3 |
X4 |
1,5 |
1 |
0,5 |
4,5 |
X4 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
5,5 |
Последовательно находим абсолютные значимости В1 параметров, затем нормированием - относительные – b1 (вычисляются в долях единицы).
При расчете В1 каждая строка в матрице умножается на вектор столбец ∑ ai
В1=1х2,5+0,5х3,5+0,5х4,5+0,5х5,5=9,25
В2=1,5х2,5+1х3,5+0,5х4,5+0,5х5,5=12,25
В3=1,5х2,5+1,5х3,5+1х4,5+0,5х5,5=16,25
В4=1,5х2,5+1,5х3,5+1,5х4,5+1х5,5=21,25
Значение коэффициентов весомости b1 получены делением В1 на ∑В1 и приведены в таблице 6.9.
Таблица 6.9 - Расчет коэффициентов весомости
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
В1 |
b1 |
||
X1 |
= |
< |
< |
< |
2,5 |
9,25 |
0,19 |
X2 |
> |
= |
< |
< |
3,5 |
12,25 |
0,25 |
X3 |
> |
> |
= |
< |
4,5 |
16,25 |
0,33 |
X4 |
> |
> |
> |
= |
5,5 |
21,25 |
0,43 |
∑ |
16 |
49 |
1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.