В области технической эксплуатации транспортных средств контролируемыми показателями для управления качеством могут быть: коэффициент технической готовности автомобилей, количество отказов транспортных средств, затраты на техническое обслуживание и ремонт, расход горюче-смазочных материалов, наработка двигателей на отказ, ходимость шин, расход запасных частей, продолжительность простоя автомобилей в ремонте, выполнение суточной программы обслуживания транспортных средств и т.д.
При обнаружении отклонения рассматривают все составляющие процесса, т. е. расслаивают процесс на составляющие. Например, повысилось количество простаивающих автомобилей по техническим неисправностям. Нас интересует информация о том, по каким именно неисправностям произошли эти отказы.
Целесообразно отказы расслоить по составным частям автомобиля, таким как агрегаты и системы транспортного средства. Это удобно и тем, что за техническое состояние этих составных частей несут ответственность конкретные производственные подразделения.
Полученная в дальнейшем информация будет полезна для совершенствования производства технического обслуживания и ремонта транспортных средств в конкретных производственных подразделениях и тем самым будет происходить сам процесс управления повышением качества функционирования технической службы автотранспортного предприятия.
Графики, как инструменты управления качеством позволяют в наглядном виде представлять для анализа численные значения факторов расслоения. Они могут просто отражать результаты наблюдений (графики плановых и фактических показателей, график ломаной линии, круговой и ленточный графики). Другие графики несут более емкую информацию о процессе. Z-образный график дает информацию о тенденции изменения совокупности показателей с помощью т. н. меняющегося итога на основании сравнения с результатами предшествующего периода. Радиационная диаграмма дает возможность определиться с «узкими местами» производства. Столбчатые графики, разновидностью которых являются гистограммы, дают возможность дать оценку значимости факторов.
Диаграмма Парето, являясь столбчатым графиком, позволяет выявить наиболее значимые факторы, влияющие на целевой показатель процесса. Как известно, согласно принципу Парето, основной вклад в полученном результате будут всегда иметь лишь малое количество факторов.
Причинно-следственная диаграмма, как инструмент управления качеством, позволяет представить все факторы, оказывающие влияние на целевой показатель процесса, во взаимной связи. На график наносятся все возможные факторы, которые могут оказаться причинами отклонения показателей процесса. Диаграмма позволяет представить факторы в порядке причин и следствий. При этом на графике факторы подразделяются на факторы первого, второго уровня и т. д. Эта систематизация факторов необходима для дальнейшей работы по поиску причин сбоев или поиску резервов повышения эффективности производства. Основными группами факторов принимают человека (оператора), оборудование, метод производства и материалы. Однако возможно использование диаграммы и в усеченном виде, что имеет место в практической работе студентов.
Гистограмма, как инструмент управления качеством, имеет известное математическое толкование и используется для установления контрольных границ показателей и определения отклонения математического ожидания и среднеквадратичного отклонения, которые характеризуют стабильность управляемого процесса.
Диаграммы разброса служат для установления наличия взаимного влияния показателей процесса. При этом могут использоваться методы медиан или теснота связи устанавливается известным расчетом коэффициентов корреляции.
Контрольные карты, как инструмент управления качеством, заслуживают особого внимания. Предложены У. Шухартом в 1924 г. в 199 г. Японский союз ученых и инженеров включил контрольные карты в состав семи методов контроля качества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.