Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
CИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(СФУ)
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Автомобили и двигатели»
Техника транспорта, обслуживание и ремонт
Лабораторная работа №2
Определение коэффициента учета вращающихся масс автомобиля
Выполнил:
Ст-т гр. АТ55-1
Попова А. В.
Проверил:
С. А. Катаев
Красноярск 2007
Определение коэффициента учета вращающихся масс автомобиля
Цель работы: экспериментальное определение коэффициента учета вращающихся масс автомобиля и оценка его влияния на силы сопротивления движению.
Оборудование:
1)устройство системы НАМИ для определения момента инерции,
2) секундомер электронный,
3) весы,
4) узлы автомобиля.
Таблица 1- Протокол испытаний по определению моментов инерции узлов автомобиля
Узел |
Масса, кг |
№ опыта |
Время 10 полных колебаний, с |
период колебаний, с |
момент инерции узла, кг·м2 |
Маховик |
10,5 |
1 |
42 |
3,96 |
0,0451 |
2 |
40 |
||||
3 |
37 |
||||
Колесо |
15,5 |
1 |
61 |
6,23 |
0,534 |
2 |
63 |
||||
3 |
63 |
Для расчетов нам необходимы следующие данные:
1. L=2 м;
2. a=0,103 м;
3. ηt=0,98;
4. ma=1300 кг;
5. rk=0,265 м;
6. i0=3,9;
7. i1=3,636;
8. i2=1,95;
9. i3=1,357;
10. i4=0,94;
11. i5=0,781.
Момент инерции рассчитывается по формуле:
, где а - расстояние между нитями, м;
t - период колебаний детали, с;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
mд - масса детали, кг;
L - длина нитей, м.
По данной формуле рассчитаем моменты инерции испытуемых узлов:
Коэффициент учета вращающихся масс определяется по выражению:
, где Je - момент инерции вращающихся масс двигателя и сцепления, Je=JМАХОВИК=0,072 кг·м2;
Jk - суммарный момент инерции колес автомобиля, Jk=JКОЛЕСО·k=0.263·4=1.052 кг·м2, где k - количество колес автомобиля;
i0 - передаточное число главной передачи;
ik - передаточное число коробки передач;
ηt - коэффициент мощностных потерь (КПД) трансмиссии;
rk - радиус колеса автомобиля, м;
ma - масса автомобиля, кг.
Рассчитаем значение коэффициента учета вращающихся масс на 1-й передачи в трансмиссии данной модели:
На 2-й передаче:
На 3-й передаче:
На 4-й передаче:
На 5-й передаче:
Построим график зависимости коэффициента учета вращающихся масс от передаточных чисел трансмиссии:
Рисунок 1 - График зависимости коэффициента учета вращающихся масс от передаточных чисел трансмиссии
Далее определим силу инерции поступательно движущихся масс автомобиля по следующей формуле:
(1)
где ja - ускорение автомобиля.
Приведенная сила инерции вращающихся масс определяется из выражения:
(2).
Используя выражения 1 и 2 рассчитаем значения составляющих сил инерции автомобиля в диапазоне ускорений от 0 до 3 м/с2 с интервалом 0,5 м/с2.
Сила инерции поступательно движущихся масс автомобиля:
Рассчитаем приведенную силу инерции вращающихся масс автомобиля на первой передаче:
Приведенная сила инерции вращающихся масс автомобиля на второй передаче:
Приведенная сила инерции вращающихся масс автомобиля на третьей передаче:
Приведенная сила инерции вращающихся масс автомобиля на четвертой передаче:
Приведенная сила инерции вращающихся масс автомобиля на пятой передаче:
Построим график зависимости силы инерции поступательно движущихся масс автомобиля от ускорения:
Рисунок 2 - График зависимости силы инерции поступательно движущихся масс автомобиля от ускорения
Построим график зависимости приведенной силы инерции вращающихся масс автомобиля от ускорения:
Рисунок 3 - График зависимости приведенной силы инерции вращающихся масс автомобиля от ускорения
Выводы
В данной лабораторной работе нами был экспериментально определен коэффициент учета вращающихся масс, а также момент инерции колеса и маховика автомобиля.
Определенные нами моменты инерции колеса и маховика соответствуют рабочим показателям. При увеличении значения ускорения автомобиля возрастает сила инерции поступательно движущихся масс.
При увеличении значения ускорения также наблюдается возрастание силы инерции вращающихся масс автомобиля. Однако в зависимости от передачи движения автомобиля происходит изменение в степени возрастания силы инерции вращающихся масс автомобиля.
Список использованных источников информации:
1) Испытания автомобилей и их систем: Метод. указания к выполнению лабораторных работ для студентов укрупненной группы направления подготовки специалистов 190000 - «Транспортные средства» (спец. 190201.65, 190701.65, 190702.65) / Сост. С. Н. Городецкий, А. С. Муромцев. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005. 24с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.