опытным данным в зависимости от конструктивных особенностей двигателя по
графику [1. рис.5.1.]
;
Температура в конце видимого процесса сгорания
;
;
или
;
Решив данное квадратное уравнение, получаем
;
;
Максимальное теоретическое давление сгорания
;
Максимальное действительное давление сгорания
;
Степень повышения давления
![]()
Данное значение удовлетворяет допустимым для бензиновых двигателей (3,2÷4,2)
1.6. Процесс расширения и выпуска.
Средний показатель адиабаты
определяется пономограмме [1. рис.4.8.]при
, а
также рассчитанном значении
, а средний показатель расширения политропы расширения
оценивается по величине среднего
показателя адиабаты.
,
;
Давление и температура в конце процесса расширения
;
;
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов
;
Погрешность расчета составляет
;
1.7. Индикаторные показатели рабочего цикла.
Теоретическое среднее индикаторное давление

Среднее индикаторное давление
;
где
коэффициент
полноты диаграммы для карбюраторных двигателей.
Индикаторный КПД
;
Индикаторный удельный расход топлива
;
1.8. Эффективные показатели двигателя.
Среднее давление механических потерь для бензиновых двигателей с числом цилиндров до шести
и отношением ![]()
, где, приняв ход поршня
, получим значение средней скорости поршня
;
Примем
=13,42
Среднее эффективное давление
;
Механический КПД
;
Эффективный КПД
;
Эффективный удельный расход топлива
![]()
1.9.Основные показатели цилиндра и двигателя.
Литраж
;
Рабочий объем одного цилиндра
;
Диаметр цилиндра.
Так как
=0,866,
то
.
Пересчитываем ход поршня

Еще раз пересчитываем скорость и проверяем, погрешность расчета не должна превышать 5%.
;
;
Окончательно принимаем
,
;
Основные параметры и показатели двигателей определяются по окончательно принятым значениям S и D
Площадь поршня
;
Литраж двигателя
;
Мощность двигателя
;
Литровая мощность двигателя
;
Крутящий момент
;
Часовой расход топлива
;
1.10. Тепловой баланс двигателя.
Внешний тепловой баланс двигателя может быть представлен в виде следующих составляющих
, где
- общее
количество теплоты, введенной в двигатель с топливом
;
Теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя за 1с.
;
Теплота, потерянная с отработавшими газами
Теплота, передаваемая окружающей среде

Где с=0,5 - коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей; i=4 – число цилиндров; D – диаметр цилиндра, см.; n – частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; m=0,65 – показатель степени для четырехтактных двигателей.
Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива
;
Неучтенные потери теплоты

1.11. Построение индикаторной диаграммы.
Индикаторную диаграмму строим к координатах P-V (давление объем), для номинального режима, т.е. при Ne=58кВт и n=5800об/мин, аналитическим методом.
Масштаб диаграммы: Масштаб хода поршня Мs=1мм в 1мм; масштаб давления Мр=0,05МПа в 1мм.
Величины в приведенном масштабе, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания
;
;
Максимальная высота диаграммы (точка z)
;
Ординаты характерных точек
;
;
;
;
;
Построение политропы сжатия и
расширения аналитическим методом, а) политропа сжатия
. Отсюда
, где
;
б) политропа расширения
. Отсюда
![]()
Результаты расчета приведены в таблице 1.
Таблица 1.
|
№ |
ОХ,мм |
ОВ/ОХ,мм |
(ОВ/ОХ)1,375,мм |
Рх/Мр,мм |
Рх,МПа |
(ОВ/ОХ)1,249,мм |
Рх/Мр,мм |
Рх, МПа |
|
1 |
8,8 |
9,9 |
23,39 |
39,8 |
1,99 |
17,52 |
151,7 |
7,59 |
|
2 |
9,7 |
9 |
20,5 |
34,9 |
1,75 |
15,55 |
134,7 |
6,74 |
|
3 |
10,9 |
8 |
17,45 |
29,7 |
1,49 |
13,43 |
116,3 |
5,82 |
|
4 |
12,5 |
7 |
14,52 |
24,7 |
1,24 |
11,36 |
98,4 |
4,92 |
|
5 |
17,5 |
5 |
9,14 |
15,5 |
0,78 |
7,46 |
64,6 |
3,23 |
|
6 |
21,8 |
4 |
6,73 |
11,4 |
0,57 |
5,65 |
48,9 |
2,45 |
|
7 |
29,1 |
3 |
4,53 |
7,7 |
0,39 |
3,94 |
34,1 |
1,71 |
|
8 |
43,7 |
2 |
2,59 |
4,4 |
0,22 |
2,38 |
20,6 |
1,03 |
|
9 |
58,2 |
1,5 |
1,75 |
3 |
0,15 |
1,66 |
14,4 |
0,72 |
|
10 |
87,3 |
1 |
1 |
1,7 |
0,085 |
1 |
8,66 |
043 |
Теоретически среднее индикаторное давление
![]()
где F1=1712мм2 – площадь диаграммы aczba.
Величина
,
полученная планиметрированием индикаторной диаграммы, очень близка к величине
, полученной
в тепловом расчете.
Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный (n=5800об/мин), то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в пределах, принятых в расчете. В связи с этим начало открытия впускного клапана устанавливается за 33˚ до прихода поршня в в.м.т., а закрытие – через 79˚ после прохода поршнем н.м.т.; начало открытия выпускного клапана принимается за 47˚ до прихода поршня в н.м.т., а закрытие – через 17˚ после прохода поршнем в.м.т. Учитывая быстроходность двигателя, угол опережения зажигания принимается равным 35˚ , а продолжительность периода задержки воспламенения - 5˚.
В соответствии с принятыми фазами
газораспределения и углом опережения зажигания определяем положение точек
по формуле для перемещения поршня. Расчеты
ординат данных точек сводим в таблицу 2.
, где λ-отношение радиуса кривошипа к
длине шатуна, принимаемое исходя из прототипа двигателя, λ=0,285.
Таблица 2.
|
Обозначение точек |
Положение точек |
φ˚ |
|
Расстояние точек от в.м.т. (АХ),мм |
|
|
33˚ до в.м.т. |
33 |
0,2036 |
7,9 |
|
|
17˚после в.м.т. |
17 |
0,055 |
2,1 |
|
|
79˚после н.м.т. |
101 |
1,32 |
51,8 |
|
|
30˚до в.м.т. |
30 |
0,16 |
6,3 |
|
|
25˚до в.м.т. |
25 |
0,119 |
4,6 |
|
|
47˚до н.м.т. |
133 |
1,75 |
68,7 |
Положение точки
определяется из
выражения
![]()
![]()
Действительное давление сгорания
![]()
![]()
2. Скоростная характеристика
2.1. Исходные данные.
Исходные данные принимаются из предыдущего расчета - теплового баланса.
- частота вращения коленчатого вала ![]()
- литраж двигателя ![]()
- средняя скорость поршня ![]()
- номинальная эффективная мощность ![]()
- тактность двигателя ![]()
- плотность заряда на впуске ![]()
2.2. Расчет скоростной характеристики
Все значения рассчитываем в интервале 1000-5800об/мин, через каждые 1000об/мин. Полученные значения сводим в таблицу 4. По данным таблицы строим скоростную характеристику двигателя
(см. Приложение).
Расчетные точки кривой эффективной мощности

Точки кривой эффективного крутящего момента
![]()
Величина среднего эффективного давления
![]()
Среднее давление механических потерь при S/D≤1 определяется следующим образом
![]()
Среднее индикаторное давление
![]()
Точки кривой среднего индикаторного крутящего момента
![]()
Удельный эффективный расход топлива в искомой точке скоростной характеристики

Часовой расход топлива
![]()
Для определения коэффициента наполнения необходимо определить коэффициент избытка воздуха [1. рис.5.1.]
;
По скоростной характеристики определяем коэффициент приспособляемости
![]()
Полученный коэффициент не превышает допустимых значений: для бензиновых двигателей (1,20÷1,35).
Таблица 4.
|
Частота вращения колен.вала |
Параметры внешней скоростной характеристики |
||||||||
|
Ne,кВт |
Мe,Нм |
ge,г/кВт∙ч |
GТ,кг/ч |
|
рe,МПа |
|
рi,МПа |
Мi,Нм |
|
|
1000 |
11,43 |
109,2 |
293,2 |
3,35 |
0,947 |
1,05 |
0,88 |
1,235 |
128,5 |
|
2000 |
24,52 |
117,1 |
259,5 |
6,36 |
0,973 |
1,13 |
0,95 |
1,315 |
136,8 |
|
3000 |
37,49 |
119,4 |
242,8 |
9,1 |
0,937 |
1,15 |
0,96 |
1,335 |
138,9 |
|
4000 |
48,56 |
116 |
243,1 |
11,8 |
0,905 |
1,11 |
0,96 |
1,295 |
134,8 |
|
5000 |
55,95 |
106,9 |
260,5 |
14,57 |
0,9 |
1,03 |
0,96 |
1,215 |
126,4 |
|
5800 |
58 |
95,5 |
286,7 |
16,63 |
0,885 |
0,92 |
0,96 |
1,105 |
115 |
3.Кинематический расчет
3.1. Исходные данные.
Все данные приняты из предыдущих расчетов.
3.2. Расчет кинематических показателей.
Расчет перемещения, скорости и ускорения
производится аналитически через каждые 10˚ угла поворота коленчатого вала. Все
полученные значения заносятся в таблицу 5. По результатам таблицы построены
графики (см. Приложение). в масштабе
в мм,
в мм,
в мм.
Перемещение поршня

где ![]()
Значения для
при
различных φ взяты из [1. табл. 7.1.], как среднее между значениями λ=0,28 и
λ=0,29.
Таблица 5.
|
φ˚ |
[(1-cosφ)+λ/4 (1-cos2φ)] |
Sх,мм |
[(sinφ+λ/2sin2φ] |
Vn,м/c |
[(cosφ+λcos2φ] |
j,м/c2 |
|
0 |
0,0000 |
0,0 |
0 |
0 |
1,2860 |
18598 |
|
30 |
0,1697 |
6,6 |
0,6234 |
14,2 |
1,0086 |
14585 |
|
60 |
0,6069 |
23,7 |
0,9894 |
22,6 |
0,3575 |
5170 |
|
90 |
1,1425 |
44,6 |
1 |
22,9 |
-0,2850 |
-4122 |
|
120 |
1,6069 |
62,7 |
0,7426 |
17 |
-0,6425 |
-9292 |
|
150 |
1,9017 |
74,2 |
0,3766 |
8,6 |
-0,7235 |
-10463 |
|
180 |
2,0000 |
78,0 |
0 |
0 |
-0,7150 |
-10340 |
|
210 |
1,9017 |
74,2 |
-0,3766 |
-8,6 |
-0,7235 |
-10463 |
|
240 |
1,6069 |
62,7 |
-0,7426 |
-17 |
-0,6425 |
-9292 |
|
270 |
1,1425 |
44,6 |
-1 |
-22,9 |
-0,2850 |
-4122 |
|
300 |
0,6069 |
23,7 |
-0,9894 |
-22,6 |
0,3575 |
5170 |
|
330 |
0,1697 |
6,6 |
-0,6234 |
-14,2 |
1,0085 |
14585 |
|
360 |
0,0000 |
0 |
0 |
0 |
1,2850 |
18583 |
Угловая скорость вращения коленчатого вала
![]()
Скорость поршня

Значения для
взяты
из таблицы [1. табл. 7.2.].
Ускорение поршня
![]()
Значения для
взяты
из [1. табл. 7.3.].
4. Динамический расчет
4.1. Исходные данные.
Все данные приняты из предыдущих расчетов, а так же согласно прототипу двигателя .
- конструктивная масса поршневой группы ![]()
- конструктивная масса шатуна ![]()
- конструктивная масса неуравновешенных частей одного
колена вала без противовесов ![]()
4.2. Расчет усилий в кривошипно-шатунном механизме.
4.2.1. Силы давления газов
Индикаторную диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертываем по углу поворота кривошипа по методу Брикса
Поправка Брикса
![]()
где Мs - масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.
Масштаб развернутой диаграммы
Давлений и удельных сил Мр=0,05МПа; полных сил Мр= Мр∙Fn=0,05∙0,004837=242Н в мм.
По развернутой диаграмме через каждые 30˚ угла поворота кривошипа определяем значения ΔРГ и заносим в таблицу 6.
4.2.2. Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
Масса поршневой группы
;
Масса шатуна
;
Масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов
;
Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца
;
Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа
;
Массы, совершающие возвратно-поступательное движение
![]()
Массы, совершающие вращательное движение
![]()
4.2.3. Удельные и полные силы инерции.
Удельная сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс
![]()
Центробежная сила инерции вращающихся масс
![]()
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна
![]()
Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа
![]()
4.2.4. Удельные суммарные силы.
Удельная сила, сосредоточенная на оси поршневого пальца
![]()
Удельная нормальная сила
![]()
Значение tgβ определяем по таблице [1. табл. 8.2.] для λ=0,285.
Удельная сила, действующая вдоль шатуна
![]()
Значение (1/сosβ) определяем по таблице [1. табл. 8.3]
Удельная сила, действующая по радиусу кривошипа
![]()
Значение (сos(φ+β)/cos β) определяем по таблице [1. табл. 8.4]
Удельная тангенциальная сила
![]()
Значение (sin(φ+β)/cos β) определяем по таблице [1. табл. 8.5]
Полная тангенциальная сила
![]()
По данным таблицы 6 строим график изменения удельных сил в зависимости от угла поворота коленчатого вала φ
4.2.5. Крутящие моменты
Крутящий момент одного цилиндра
![]()
Период изменения крутящего момента
![]()
Суммирование значений крутящих моментов всех четырех цилиндров двигателя осуществляется через каждые 30˚ угла поворота коленчатого вала. Все значения сводятся в таблицу 7. По полученным значениям строится кривая Мкр, в масштабе ММ=10Нм в мм.
Таблица 7.
|
Цилиндры |
Мкр |
|||||||
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
|||||
|
j |
Мкр.ц |
j |
Мкр.ц |
j |
Мкр.ц |
j |
Мкр.ц |
|
|
0 |
0 |
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
0 |
|
30 |
-244 |
210 |
-104 |
390 |
167 |
570 |
-109 |
-290 |
|
60 |
-139 |
240 |
-183 |
420 |
118 |
600 |
-185 |
-389 |
|
90 |
107 |
270 |
-119 |
450 |
242 |
630 |
-113 |
117 |
|
120 |
181 |
300 |
95 |
480 |
243 |
660 |
133 |
652 |
|
150 |
104 |
330 |
153 |
510 |
123 |
690 |
240 |
620 |
|
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
720 |
0 |
0 |
Средний крутящий момент двигателя
- по данным теплового расчета
![]()
- по площади, заключенной под кривой Мкр.

- ошибка 
Максимальный и минимальный крутящие моменты
![]()
4.2.6. Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала
Суммарная сила, действующая на шатунную шейку по радиусу кривошипа
![]()
где ![]()
Результирующая сила Rш.ш., действующая на шатунную шейку, подсчитывается графическим сложением векторов сил Т и Рк. при построении полярной диаграммы. Масштаб сил на полярной диаграмме для суммарных сил Мр= 0,2кН в мм
Все рассчитанные силы сводятся в таблицу 8. Также туда переносятся значения Т из таблицы 6.
Таблица 8.
|
φ˚ |
Полные силы, кН |
|||||
|
Т |
К |
Рк |
Rш.ш |
КРк |
||
|
0 |
0 |
-12,5085 |
-20,1155 |
20,12 |
-30,0865 |
|
|
30 |
-6,22 |
-7,89882 |
-15,5058 |
16,7 |
-25,4768 |
|
|
60 |
-3,55 |
-1,0061 |
-8,6131 |
9,2 |
-18,5841 |
|
|
90 |
2,718 |
-0,80294 |
-8,40994 |
8,6 |
-18,3809 |
|
|
120 |
4,605 |
-4,47423 |
-12,0812 |
12,8 |
-22,0522 |
|
|
150 |
2,636 |
-6,57832 |
-14,1853 |
14,6 |
-24,1563 |
|
|
180 |
0 |
-6,93142 |
-14,5384 |
14,54 |
-24,5094 |
|
|
210 |
-2,636 |
-6,57832 |
-14,1853 |
14,6 |
-24,1563 |
|
|
240 |
-4,658 |
-4,5226 |
-12,1296 |
13,2 |
-22,1006 |
|
|
270 |
-3,033 |
-0,89485 |
-8,50185 |
9 |
-18,4728 |
|
|
300 |
2,419 |
-0,68685 |
-8,29385 |
8,6 |
-18,2649 |
|
|
330 |
3,908 |
-4,96276 |
-12,5698 |
13,04 |
-22,5408 |
|
|
340 |
2,96 |
-6,18652 |
-13,7935 |
14,02 |
-23,7645 |
|
|
350 |
1,4 |
-6,16234 |
-13,7693 |
13,64 |
-23,7403 |
|
|
360 |
0 |
-4,6145 |
-12,2215 |
12,2 |
-22,1925 |
|
|
370 |
4,039 |
17,7663 |
10,1593 |
10,88 |
0,188301 |
|
|
390 |
4,257 |
5,407766 |
-2,19923 |
4,82 |
-12,1702 |
|
|
420 |
3,009 |
0,851312 |
-6,75569 |
7,34 |
-16,7267 |
|
|
450 |
6,177 |
-1,82355 |
-9,43055 |
11,12 |
-19,4015 |
|
|
480 |
6,196 |
-6,02207 |
-13,6291 |
14,96 |
-23,6001 |
|
|
510 |
3,139 |
-7,82627 |
-15,4333 |
15,76 |
-25,4043 |
|
|
540 |
0 |
-7,72953 |
-15,3365 |
15,34 |
-25,3075 |
|
|
570 |
-2,772 |
-6,91691 |
-14,5239 |
14,86 |
-24,4949 |
|
|
600 |
-4,721 |
-4,58548 |
-12,1925 |
13,02 |
-22,1635 |
|
|
630 |
-2,878 |
-0,85131 |
-8,45831 |
8,82 |
-18,4293 |
|
|
660 |
3,391 |
-0,95773 |
-8,56473 |
9,12 |
-18,5357 |
|
|
690 |
6,119 |
-7,77306 |
-15,3801 |
16,54 |
-25,3511 |
|
|
720 |
0 |
-12,5085 |
-20,1155 |
20,12 |
-30,0865 |
|
По полярной диаграмме строим диаграмму износа шатунной шейки. Сумму сил Rш.ш., действующих по каждому лучу диаграммы износа, определяем с помощью талицы 9. По данным этой же таблицы в масштабе Мр= 50кН в мм по каждому лучу откладываем величины суммарных сил Rш.ш., от окружности к центру. По лучам 4 и5 силы не действуют, а по лучам 6, 7 и 8 действуют только в интервале 360˚<φ<390˚. По диаграмме определяют расположение оси масляного отверстия (φ м=68˚).
4.2.7. Силы, действующие на колено вала
Суммарная сила, действующая на колено вала по радиусу кривошипа
![]()
Результирующая сила, действующая на колено вала
![]()
4.3. Уравновешивание двигателя.
Коленчатый вал имеет кривошипы,
направленные в одну сторону. При данной схеме расположения кривошипов для
каждого цилиндра будут одинаковыми силы КR ; Рj1; Рj11;
Неуравновешенных моментов нет, так как действующие силы и плечи приложения этих сил одинаковы: ∑Мj1=0; ∑МR=0; ∑Мj11=0
Уравновешивание сил инерции второго порядка осуществляется за счет установки еще двух противовесов на двух дополнительных валах. .
Рассмотрим часть коленчатого вала и
подберем массу противовесов. Расчет проведем при φ=0, следовательно cosφ=1.
Все данные берем из предыдущего расчета.
Сила инерции первого порядка
;
Центробежная сила инерции вращающихся масс
![]()
Сила инерции второго порядка
![]()
Сила инерции противовеса
![]()
Принимаем радиус кривизны противовеса ρ=31мм, тогда
Масса противовеса

Также приняв радиус кривизны дополнительного вала
=0,015мм, мы получим массу вала.
Масса противовеса вала

4.4. Подбор маховика.
Равномерность крутящего момента
![]()
Избыточная работа крутящего момента
![]()
где Fabc=2168,1 мм2 — площадь над прямой среднего крутящего момента;
Масштаб угла поворота вала на диаграмме Мкр
в мм
Равномерность хода двигателя принимаем d=0,01.
Момент инерции движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Момент инерции маховика
![]()
![]()
![]()
Средний диаметр маховика
d Dcp Dm
![]()
Маховый
момент
,
![]()
![]()
![]()
![]()
откуда, масса маховика
H
По результатам расчета внешний диаметра маховика принимаем:
Dм=0,287 м.
Плотность чугуна
кг/м³
Объем маховика
;
Масса маховика
;
Площадь
маховика 
Т.к. ранее мы высчитали массу маховика, можем составить квадратное уравнение из которого найдем диметр выреза в маховике:
![]()
где Н- толщина маховика.
![]()
откуда d=0,038м.
Таким образом мы подобрали маховик со следующими габаритами:
Диаметр маховика D=0,233м;
Диаметр выреза в маховике d=0,038м;
Ширина маховика Н=0,045;
Маховик выполнен из чугуна.
5 . Расчёт механизма газораспределения.
Из теплового расчёта :
D=79мм; F=45.34см![]()
nN=5800мин
;
=628рад/с
n.ср.=14,2м/с ;
вn=95 м/с
np=33
;
зн=79![]()
5.1 Основные размеры проходных сечений в горловине и в клапане:
* площадь проходного сечения клапана при MAX подъёме:

* диаметр горловины клапана:
![]()
принимаем
= 32,5
*максимальная высота подъёма
клапана при угле фаски клапана ![]()
![]()
5.2 Основные размеры впускного кулачка
* радиус начальной окружности
* максимальный подъём толкателя

где
и
- расстояния от опоры.
5.3 Профилирование выпуклого кулачка с плоским толкателем.
Радиус
выпуклого профиля кулачка принимаем ![]()
|
Фазы газораспре деления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ВМТ Такт выпуска 180 НМТ
|
733 718 0 13 33 53 73 93 113 133 153 173 180 173
154 129 104 79 |
366.5 359 0 6.5 16.5 26.5 36.5 46.5 56.5 66.5 76.5 86.5 90 96.5 77 64.5 52 39.5 |
0 5 10 19.6 - - - - - - - - -
19.6 10 5 0 |
- - - 53.4 40 30 20 10 0 10 20 30 33.5 40 53.4 - - - - |
1 0.9962 0.9848 0.9421 0.5962 0.7660 0.8660 0.9397 0.9848 1 0.9848 0.9397 0.8660 0.8339 0.7660 0.5962 0.9421 0.9848 0.9962 1 |
0 0.186 0.747 0.842 2.877 5.312 6.854 7.990 8.686 8.92 8.686 7.990 6.854 6.359 5.312 2.877 2.842 0.747 0.186 0 |
0 1.345 2.679 3.886 3.886 3.111 2.420 1.655 0.840 0 -0.840 -1.655 -2.420 -2.671 -3.111 -3.866 -3.886 -2.679 -1.343 0 |
4845 4826 4772 4564 -906 -1164 -1316 -1428 -1496 -1520 -1496 -1428 -1316 -1267 -1164 -906 +4564 +4772 +4826 +4845 |
0 0.002 0.011 0.035 0.035 0.160 0.395 0.612 1.006 1.325 1.712 1.976 2.115 2.175 2.192 2.211 2.239 2.281 2.289 2.291 |
Таблица 10 значения
и
подсчитанные по приведенным формулам, в
зависимости от угла поворота распределительного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.