Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Транспорт»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Проектирование системы профилактики»
Тема: «Проектирование технологий профилактики на примере тормозной системы автобуса МАЗ 103»
Выполнил: ст. гр. ФТ 07 - 01
Ларин И.В.
Принял: д. т. н., проф. Н.Ф.Булгаков
Проверил: Коваленко В.В.
Красноярск 2011
Содержание:
Введение___________________________________________________4
1. Анализ НИР ученых в РФ и за рубежом по разработке, совершенствованию методов , технологий и способов ТО и Р транспорта__________________5
2 Сведения об автобусе МАЗ-103__________________________________12
3 Ттормозная система автобуса МАЗЗ-103__________________________14
4 Сбор статического материала по отказам тормозной системы автобуса МАЗ-103_____________________________________________________18
5 Расчет количественных характеристик показателей надежности_______21
6 Разработка карты безотказности системы профилактики ______________27
6.1 Создание нормативно-технологической карты безотказности _______28
7 Создание паспорта профилактики _______________________________29
Заключение_____________________________________________________37
Литература ___________________________________________________38
Введение.
Улучшение надёжности машин непосредственно направлено на повышение эффективности их использования при одновременном снижении затрат. А потому проблема управления надёжностью является весьма актуальной перспективной. Положительное решение проблемы связано, прежде всего с оценкой уровня надёжности, анализа его изменения в историческом аспекте, выявлении путём дальнейшего повышения.
Применение теории надежности дает возможность предвидеть потребность в ремонте агрегатов автомобилей на планируемый период исходя из распределения ресурсов деталей , лимитирующих безотказность (карта надежности) деталей .
С позиции процессов восстановления машина представляет собой объект многократного действия, т.е. такой объект, работоспособность которого после отказа может многократно восстанавливаться путём замены или ремонта агрегата, сборочной единицы, а так же восстановление регулировочных параметров.
2 Сведения об автобусе МАЗ-103
Автобус МАЗ-103 один из наиболее распространенных маршрутных такси города Красноярска. Краткие технические характеристики автобуса представлены ниже.
Рисунок 1 - Автобус МАЗ-103
Марка:……………………………………………………………………МАЗ-103
Изготовитель:……………………… РУП «Минский автомобильный завод»
Тип кузова:…………………………………………………………………автобус
Число дверей:……………………………………………………………………...3
Габаритные размеры, мм………………………………………..11985-2500-2838
Наружный радиус поворота, мм……………………………………………11300
Количество мест для сидения…………………………………………………...24
Максимальная скорость, км/ч………………………………………………..…80
Двигатель……………………………………………….Deutz BF6M1013EC (E2)
Рабочий объём, л:……………………… ……………………………………..7,12
Мощность двигателя, кВт (л.с.)………………………………………... 174 (237)
Коробка передач………………………... Voith Diwa D851.3E (автоматическая)
Колеса……………………………………………….............. дисковые, 8.25х22.5
Построим диаграмму отказов по сисстемам автобуса МАЗ-103.
Рисунок 2 – Диаграмма отказов за январь 2011г.
Из диаграммы видно что наибольшее количество отказов и неисправностей в результате эксплуатации возникает у ДВС и тормозной системы. Для проектирования технологии профилактики выбераем тормозную систему.
3 Тормозная система автобуса МАЗ-103
Тормозная система одна из самых важных систем автобуса обеспечающая безопасность перевозок пасажиров, поэтому очень важно спрогнозиговать для нее безотказную работу, с целью предотвращения отказов.
При анализе тормозной системы автобуса МАЗ-103 выбераем основные элементы и представляем детальное устройсво агрегатов с целью выявления основных отказов и неисправностей при эксплотации автобуса МАЗ-103.
1-Ресивер 2л; 2-клапан четырехконтурный защитный; 3-Камера тормозная передняя; 4-Шланг к тормозной камере; 5-Кран тормозной рабочих тормозов; 6-Кронштейн; 7,12,13,14,52-трубопровод 12х2,5; 8,10,11-трубопровод 6х1; 9-трубопровод; 15-Клапан контрольный;16-Тройник привертной Т6; 17,18,19-Датчик ММ125; 20-Штуцер ввертной 12М16х1,5; 21,27,40,44-Шайба колпочковая; 22,28,42,45-Кольцо; 23-Штуцер; 24,25-Шайба; 26,43,46-Гайка; 29-Тройник проходной с фланцем; 30,36,37-Гайка стяжная; 31,35,38-Муфта зажимная; 32,34,39-Нипель; 33,47-Тройник ввертной; 41-Модулятор ABS; 48,50-Угольник ввертной; 49-Переходник; 51-Тройник проходной.
Рисунок 3 – Передний контур тормозов МАЗ-103
1,2-Ресивер; 3,9,12,-Трубопровод 6х1; 4,5,10-Трубопровод 12х1.6; 6-Трубопровод 16х2,5; 7-Приводной блок задних тормозов; 8-Клапан четырехконтурный защитный; 11,13,14-Трубопровод 8х1,5; 15-Клапан контрольный; 16-Тройник привертной Т6; 17,18,19-Датчик ММ125; 20-Кран тормозной рабочих тормозов; 21,27,35,43-Шайба колпачковая; 22,28,34,44-Кольцо; 23-Штуцер; 24,25,41-Шайба; 26,38,40-Гайка; 29-Тройник проходной с фланцем; 30-Клапан электромагнитный; 31-Кронштейн; 32-Клапан редукционный; 33-Распределитель; 36,45,46,47-Штуцер ввертной; 37-Угольник ввертной; 39-Болт М8; 42-Проставка.
Рисунок 4 – Задний и остановочный тормоз МАЗ-103
1 -Модулятор ABS; 3-Камера тормозная задняя левая; 3-Камера тормозная задняя правая; 9,8-Трубопровод 12х 1,6; 7-Трубопровод 6х1; 11-Клапан контрольный; 4,5-Шланг; 25-Угольник привертной 6; 6-Кронштейн; 13-Гайка М16х1,5-6Н;3 8-Ниппель 12x1,6; 31-Гайка М8-6Н33-Шайба 8; 32-Шайба 8 Т; 34-Болт М8-6gх135; 24-Гайка М22х1,5-6Н;14-Гайка; 30-Шайба колпачковая 12х17; 16-Шайба колпачковая 16х21; 17-Шайба колпачковая 22х2,7; 39-Ниппель 6х1; 40-Муфта зажимная 6; 23-Угольник ввертной 8М22х1,5; 27-Угольник ввертной 10М22х1,5; 28-Угольник ввертной 12М16х1,5; 22-Угольник ввертной 12М22х1,5; 21-Угольник ввертной 16M22x1,5; 12-Тройник ввертной Т12-М16х1,5-6; 37-Муфта зажимная 1226-Штуцер ввертной 6М22х1,5; 19Штуцер ввертной 12М22х1,5; 20-Штуцер ввертной У16М22х1,5; 41-Гайка стяжная 6; 36-Гайка стяжная 12; 35-Глушитель; 1-Модулятор ABS; 2-Клапан ускорительный; 10-Клапан двухмагистрапьный; 2-Клапан ускорительный; 11-Клапан контрольный; 35-Глушитель; 29,18,15-Кольцо.
Рисунок 5 – Приводной блок задних тормозов
1-Ресиве; 2-Клапан обратный; 3-Клапан защитный четырехконтурный; 4,7,9,11-Трубопровод 10х1,5; 5,10-Трубопровод 6х1; 6,8-Трубопровод 12х1,6; 12-Кронштейн; 13-Кран стояночного тормоза; 14-Клапан перепускной; 15-Датчик ММ125; 16-Тройник ввертной; 17,20,25,34-Гайка; 18,22,29-Шайба колпачкопая; 19,21,30-Кольцо; 23,28-Штуцер ввертной; 24,32,33-Шайба; 26-Тройник проходной с фланцем; 27-Пробка; 31-Клапан контрольный; 35-Приводной блок задних тормозов; 36,41,42-Нипель; 37,40,43-Муфта зажимная; 38,39,44-Гайка стяжная.
Рисунок 6 – Стояночный тормоз МАЗ-103
4 Сбор статического материала по отказам тормозной системы автобуса МАЗ-103
В этом разделе рассмотрены те элементы тормозной системы, которые имеют наибольшее количество отказов по всей тормозной системе автобуса МАЗ-103.
Для сбора информации по отказам тормозной системы автобуса МАЗ-103 необходимо воспользоваться программой учитывающей статистику отказов автобусов на АТП (см. рисунок 6).
Рисунок 7 – Программа для определения пробегов неисправностей
В данной программе по сбору информации, существуют модули ее первичной обработки. При использовании данных модулей представляется возможным отобрать информацию по определенным критериям: дате,, пробегу, автобуса, периоду эксплуатации и др., пример представлен на рис.7.
Рисунок 8 - Сбор статистической информации
Использование оного из модулей программы позволяет составить вариационные ряды по элементам, системам автобуса. В результате чего были составлены следующие вариационные ряды
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.