. (11)
Если общее передаточное число на третьей передаче мы обозначим через ί3, то:
. (12)
Передаточное число между промежуточным и вторичным валами можно записать:
. (13)
Величину ί'3 мы уже можем определить, но числа зубьев Z3 и Z4 нам неизвестны и их еще предстоит определить. По аналогии с определением ί'3 мы можем рассчитать передаточные числа между промежуточным и вторичным валами для всех передач, кроме прямой. Последнее нам определять нет надобности.
Итак, по уравнению (13) мы имеем соответственно для всех передач:
, (14)
где j – индекс, указывающий номер передачи.
6) Определение числа зубьев шестерен по известным передаточным числам между промежуточным и вторичным валами
Эту операцию проделаем на примере третьей передачи (см. рис. 1), решая два уравнения с двумя неизвестными Z3 и Z4:
, (15)
. (16)
Выразим из (16) Z4 и подставим в (15):
.
Тогда: .
Окончательно
. (17)
Подставляя Z3 из (17) в (15), получим:
.
Освобождаясь от знаменателей, получаем:
.
И окончательно имеем
. (18)
Проверка: .
Из сравнения уравнений 17 и 18 видно, что число зубьев Z4 можно было сразу рассчитать после определения Z3 из уравнения .
После определения основных параметров шестерен следует рассчитать контактные напряжения между их зубьями шестерен.
4. Расчёт контактных напряжений
Общее выражение для определения напряжений в месте контакта:
. (19)
где σк – контактные напряжения в полюсе зацепления шестерен;
N – нормальное давление между зубьями в полюсе зацепления;
Е – модуль упругости первого рода;
r1 и r2 – радиусы кривизны зубьев в полюсе зацепления соответственно ведущей и ведомой шестерен;
в – рабочая длина контакта или ширина шестерни.
Прямозубое зацепление шестерён:
а) Нормальное давление в полюсе зацепления
. (20)
где a - угол зацепления б) Рабочая длина контакта.
Рабочая длина контакта для прямозубого зацепления может быть принята ориентировочно равной ширине шестерни в) Радиусы кривизны в полюсе зацепления.
. (21)
где r1и r2 радиусы начальных окружностей ведущей и ведомой шестерни.
Подставляя в (19) выражения (20) и (21) получим выражение для определения контактных напряжений прямозубого зацепления.
. (22)
Косозубое зацепление шестерён:
а) Нормальное давление в полюсе зацепления:
. (23)
где a – угол зацепления;
b – угол аклона зубьев б) Рабочая длина контакта:
Рабочая длина контакта для косозубого зацепления может быть рассчитана по формуле:
. (24)
где в – ширина шестерни.
в) Радиусы кривизны в полюсе зацепления:
. (25)
где r1и r2 радиусы начальных окружностей ведущей и ведомой шестерни.
Подставляя в уравнение (19) выражения (23), (24) и (25) получим выражение для определения контактных напряжений косозубого зацепления.
. (26)
В формулах (20) и (21) Р – это окружное усилие на начальной окружности.
Для первичного вала:
. (27)
Для вторичного вала:
. (28)
где Мерасч – расчётный крутящий момент;
iк – передаточное число коробки передач для рассчитываемой передачи.
. (29)
где Меmax – максимальный крутящий момент двигателя.
Допускаемые контактные напряжения в зацеплении.
Шестерни |
[σк], МПа |
|
Цементируемые |
Цианируемые |
|
I перед. и 3Х |
1900 – 2000 |
950 – 1000 |
Постоянное зацепление и высшие передачи |
1300 – 1400 |
650 - 700 |
Прогиб вторичного вала:
0,13 – 0,15 мм для высших передач
0,15 – 0,25 мм для низших передач
Валы КП передают крутящий момент и испытывают изгиб под действием сил, действующих в зубчатых зацеплениях.
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
где – передаточное число до рассчитываемой шестерни;
– диаметр шестерни;
– крутящий момент, приложенный к первичному валу.
– угол зацепления;
– угол наклона зубьев шестерён.
1. Андреев Б.В. Теория автомобиля. Красноярск: КрТУ, 1984.
2. Бухарин Н.А. и др. Автомобили. Л.: машиностроение, 1973.
3. Гольд Б.В., Фалькевич Б.С. Теория конструирования и расчёт автомобиля. М.:
4. Гольд Б.В. Конструирование и расчёт автомобиля. М.: 1962.
5. Гришкевич А.И. и др. Проектирование трансмиссий автомобилей: справочник под общей редакцией Гришкевича А.Ш. М.: Машиностроение, 1984.
6. Лукин П.П. и др. Конструирование и расчёт автомобиля. М.: Машиностроение, 1984.
7. Чудаков Е.А. Расчёт автомобиля. М.: Машиздат, 1947.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.