Назначение и типы коробок передач, страница 2

.                                                                    (11)

Если общее передаточное число на третьей передаче мы обозначим через ί3, то:

.                                                 (12)

Передаточное число между промежуточным и вторичным валами можно записать:

.                                 (13)

Величину ί'3 мы уже можем определить, но числа зубьев Z3 и Z4 нам неизвестны и их еще предстоит определить. По аналогии с определением ί'3 мы можем рассчитать передаточные числа между промежуточным и вторичным валами для всех передач, кроме прямой. Последнее нам определять нет надобности.

Итак, по уравнению (13) мы имеем соответственно для всех передач:

,                                                           (14)

где     j – индекс, указывающий номер передачи.

6) Определение числа зубьев шестерен по известным передаточным числам между промежуточным и вторичным валами

Эту операцию проделаем на примере третьей передачи (см. рис. 1), решая два уравнения с двумя неизвестными Z3 и Z4:

,                                                        (15)

.                                                                              (16)

Выразим из (16) Z4 и подставим в (15):

.

Тогда:                    .

Окончательно

.                                                       (17)

Подставляя Z3 из (17) в (15), получим:

.

Освобождаясь от знаменателей, получаем:

.

И окончательно имеем

.                                                   (18)

Проверка:             .

Из сравнения уравнений 17 и 18 видно, что число зубьев Z4 можно было сразу рассчитать после определения Z3 из уравнения .

После определения основных параметров шестерен следует рассчитать контактные напряжения между их зубьями шестерен.

4. Расчёт контактных напряжений

Общее выражение для определения напряжений в месте контакта:

.                                             (19)

где     σк – контактные напряжения в полюсе зацепления шестерен;

N – нормальное давление между зубьями в полюсе зацепления;

Е – модуль упругости первого рода;

r1 и r2 – радиусы кривизны зубьев в полюсе зацепления соответственно ведущей и ведомой шестерен;

в – рабочая длина контакта или ширина шестерни.

Прямозубое зацепление шестерён:

а) Нормальное давление в полюсе зацепления

.                                                      (20)

где     a - угол зацепления б) Рабочая длина контакта.

Рабочая длина контакта для прямозубого зацепления может быть принята ориентировочно равной ширине шестерни в) Радиусы кривизны в полюсе зацепления.

.                                                           (21)

где     r1и r2 радиусы начальных окружностей ведущей и ведомой шестерни.

Подставляя в (19) выражения (20) и (21) получим выражение для определения контактных напряжений прямозубого зацепления.

.                                          (22)

Косозубое зацепление шестерён:

а) Нормальное давление в полюсе зацепления:

.                                                       (23)

где     a – угол зацепления;

b – угол аклона зубьев б) Рабочая длина контакта:

Рабочая длина контакта для косозубого зацепления может быть рассчитана по формуле:

.                                                                (24)

где     в – ширина шестерни.

в) Радиусы кривизны в полюсе зацепления:

.                                                           (25)

где     r1и r2 радиусы начальных окружностей ведущей и ведомой шестерни.

Подставляя в уравнение (19) выражения (23), (24) и (25) получим выражение для определения контактных напряжений косозубого зацепления.

.                                          (26)

В формулах (20) и (21) Р – это окружное усилие на начальной окружности.

Для первичного вала:

.                                                         (27)

Для вторичного вала:

.                                                     (28)

где     Мерасч – расчётный крутящий момент;

iк – передаточное число коробки передач для рассчитываемой передачи.

.                                                    (29)

где     Меmax – максимальный крутящий момент двигателя.

Допускаемые контактные напряжения в зацеплении.

Шестерни

[σк], МПа

Цементируемые

Цианируемые

I перед. и 3Х

1900 – 2000

950 – 1000

Постоянное зацепление и высшие передачи

1300 – 1400

650 - 700

Прогиб вторичного вала:

0,13 – 0,15 мм для высших передач

0,15 – 0,25 мм для низших передач

Валы КП передают крутящий момент и испытывают изгиб под действием сил, действующих в зубчатых зацеплениях.

Окружная сила:

Радиальная сила:

Осевая сила:

где  – передаточное число до рассчитываемой шестерни;

 – диаметр шестерни;

 – крутящий момент, приложенный к первичному валу.

 – угол зацепления;

 – угол наклона зубьев шестерён.


Литература

1.  Андреев Б.В. Теория автомобиля. Красноярск: КрТУ, 1984.

2.  Бухарин Н.А. и др. Автомобили. Л.: машиностроение, 1973.

3.  Гольд Б.В., Фалькевич Б.С. Теория конструирования и расчёт автомобиля. М.:

4.  Гольд Б.В. Конструирование и расчёт автомобиля. М.: 1962.

5.  Гришкевич А.И. и др. Проектирование трансмиссий автомобилей: справочник под общей редакцией Гришкевича А.Ш. М.: Машиностроение, 1984.

6.  Лукин П.П. и др. Конструирование и расчёт автомобиля. М.: Машиностроение, 1984.

7.  Чудаков Е.А. Расчёт автомобиля. М.: Машиздат, 1947.