Лекция № 2 (КПП)
Назначение и типы коробок передач:
Назначение коробки передач – изменять силу тяги, скорость и направление движения автомобиля.
КП даёт возможность двигаться с малыми скоростями, которые не могут быть обеспечены ДВС, коленчатый вал которого развивает невысокую минимально устойчивую частоту вращения. КП должна обеспечить возможность движения задним ходом и длительное отсоединение двигателя от трансмиссии при его пуске, на стоянке и при движении накатом.
Требования предъявляемые к КП:
1) обеспечение необходимых динамических и экономических качеств автомобиля путём правильного выбора передаточных чисел и числа передач.
2) Создание условий для возможности длительного отсоединения двигателя от трансмиссии при нейтральном положении.
3) Обеспечение простоты и удобства управления.
4) Создание условий для бесшумной работы.
5) Обеспечение высокого КПД
Кроме того, к КП предъявляют требования, общие для большинства механизмов автомобиля – надёжность работы, простота обслуживания, малые габаритные размеры и масса, а также невысокая стоимость.
Задачей расчета является определение параметров шестерен: модуля, межцентрового расстояния между осями шестерен, находящихся в зацеплении, чисел зубьев шестерен и других параметров, характеризующих работу коробки передач. Вышесказанное относится к проектировочному расчету.
При поверочном расчете все основные параметры шестерен известны. В любом случае, расчетчик должен знать величины передаточных чисел коробки передач.
Передаточные числа коробки передач определяются методами «Теории автомобиля», исходя из требований динамичности и топливной экономичности /1/.
Ряд передаточных чисел должен подчиняться определенному закону: обеспечивать преодоление максимальных дорожных сопротивлений движению автомобиля, хорошую приемистость автомобиля и наивыгоднейшие режимы работы двигателя с точки зрения топливной экономичности.
. (1)
2. Основные исходные данные для расчёта
1. Тип автомобиля (легковой, грузовой, автобус и т. д.).
2. Максимальный крутящийся момент двигателя, Меmax, Н·м.
3. Число передач в коробке передач и тип коробки.
2.1. Расчёт основных параметров КП
1) Межцентровое расстояние между валами /2, 6/
, (2)
где Меmax – максимальный эффективный крутящийся момент двигателя; Н·м;
а – коэффициент, зависящий от типа автомобиля:
а = 17 – 19 – для грузовых автомобилей;
а = 14,5 – 16 – для легковых автомобилей.
2) Модуль по нормали зацепления пары шестерен первичного и промежуточного валов
, (3)
где b – угол наклона зубьев по начальному цилиндру пары косозубых шестерен:
b=25-45о – для легковых автомобилей;
b=20-35о – для грузовых автомобилей;
в – ширина шестерни, в =(0,17-0,25)·С;
Z1min – минимально допустимое число зубьев шестерни первичного вала (ведущей);
у – коэффициент формы зуба, можно определить по таблицам /4/ либо рассчитать по эмпирическим формулам /7/:
при α = 150С и h1 = m
, (4)
при α = 200С и h1 = 0,8·m
, (4а)
Кσ – допускаемое напряжение для ведомой шестерни промежуточного вала коробки передач, МПа, зависящее от многих факторов.
Ведомая шестерня промежуточного вала:
175-275МПа–грузовые автомобили;
350-450МПа-легковые автомобили;
Шестерни I передачи и 3х:
500-650МПа-грузовые автомобили;
750- 850МПа-легковые автомобили.
3) Передаточные числа коробки передач
Рис.1 – Упрощенный фрагмент схемы коробки передач с включенной одной передачей, кроме прямой передачи.
Передаточное число между первичным и промежуточным валами будет:
, (5)
где Z1 и Z2 – числа зубьев соответственно ведущей шестерни 1 первичного и ведомой шестерни 2 промежуточного валов.
Общее передаточное число коробки запишется:
, (6)
где Z3 и Z4 – числа зубьев соответственно ведущей шестерни промежуточного и ведомой шестерни вторичного валов.
Считаем, что нам известны общие передаточные числа на всех передачах, но мы не знаем передаточных чисел между первичным и промежуточным; промежуточным и вторичным валами. Естественно, нам неизвестны и числа зубьев шестерен, за исключением числа зубьев Z1min – ведущей шестерни первичного вала. Но, чтобы найти параметры шестерен (3) надо знать числа зубьев всех шестерен.
4) Определение чисел зубьев шестерен:
Для определения числа зубьев Z2 ведомой шестерни промежуточного вала записываем уравнение:
, (7)
где r1 и r2 – радиусы начальных окружностей соответственно ведущей и ведомой шестерен.
Из (7) получаем:
, (8)
или:
. (9)
Зная Z2, по уравнению (5), определяем передаточное число между первичным и промежуточным валами:
, (10)
5) Определение передаточных чисел на всех передачах между промежуточным и вторичным валами
Предположим, что на рис.1 включена в КП третья передача. Тогда передаточное число между промежуточным и вторичным валами запишется так:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.