Расчет механической коробки передач автомобиля ВАЗ-2105
1.Исходные данные
Дано:Memax=92Нм, ß=31º, Ks=400МПа(для ведомой шестерни промежуточного вала).
Передаточные числа коробки передач:
i1=3.67, i2=2.10, i3=1.36, i4=1.00, i5=0.82, iзх=3,53, i0=4,1.
Межцентровое расстояние , мм:
C=a*( Memax )1/3=15* ( 92)1/315*4.51=68
Минимальное число зубьев шестерни первичного вала:
Z1min=17
Ширина шестерни, мм :
b=0.2*C=0.2*68=14.
Коэффициент формы зуба:
y=0.172-1.15/Z+4.5/Z2=0.172-1.15/17+4.5/172=0.119.
Модуль для ведомой шестерни промежуточного вала , мм:
mn=[(2* Memax* cosß)/( Kõ*p*y*Z1min*b)]½= [(2*92*0.86*103*106)/(400*3.14*0.119*17*14*106)]½=[4.45] ½=2.0
Число зубьев Z2 ведомой шестерни промежуточного вала:
Z2=(2*C*cosß)/mн- Z1min=(2*68*0.86)/2-17=41.48≈41.
Передаточное число между первичным и промежуточным валами:
i’1=i1/i’k=41/17=2.41.
2.Определение передаточных чисел между
промежуточными и вторичными валами.
1 передача: i1=3,67.
i’1=i1/i’k=3,67/2,41=1,52.
Так как 1 передача выполняется прямозубыми шестернями, т.е. ß=0, то cosß=1 и определяем число зубьев Z1п ведущей шестерни промежуточного вала на 1 передаче:
Z1п=(2*С)/[(1+ i’1)* mн]=(2*68)/[(1+1.52)*2]=26.9≈27.
Число зубьев Z1в вторичного вала на 1 передаче:
Z1в=(2*С* i’1)/[(1+ i’1)* mн]=(2*68*1,52)/ [(1+1.52)*2]=41,02≈41.
Проверка межцентрового расстояния, мм:
С= (mн* Z1п)/2+(mн* Z1в)/2=(2*27)/2+(2*41)/2=68.
Уточненное передаточное число:
i’1=41/27=1,52.
Действительное передаточное число на 1 передаче:
i1=i’k* i’1=2,41*1,52=3,66.
2 передача: i2=2,10.
i’2=i2/i’k=2,10/2,41=0,87.
Z2п=(2*С* cosß)/[(1+ i’2)* mн]=(2*68*0,86)/[1,87*2]=31,27≈31.
Z2в=(2*С* i’2* cosß)/[(1+ i’2)* mн]=(2*68*0,87*0,86)/[1,87*2]=27,2≈27.
С= (mн* Z2п)/(2* cosß )+(mн* Z2в)/(2* cosß)=(2*31)/(2*0,86)+(2*27)/(2*0,86)=68.
i’2=27/31=0,87.
i2=i’k* i’2=2,41*0,87=2,0967.
3 передача: i3=1,36.
i’3=i3/i’k=1,36/2,41=0,56.
Z3п=(2*С* cosß)/[(1+ i’3)* mн]=(2*68*0,86)/[1,56*2]=37,48≈37.
Z3в= Z3п* i’3=38*0,56=21,28≈21.
С= (mн* Z3п)/(2* cosß )+(mн* Z3в)/(2* cosß)=(2*37)/(2*0,86)+(2*21)/(2*0,86)=68.
i’3=21/37=0,56.
i3=i’k* i’3=2,41*0,56=1,3496.
4 передача: i4=1,00.
i’4=i4/i’k=1,00/2,41=0,41.
Z4п=(2*С* cosß)/[(1+ i’4)* mн]=(2*68*0,86)/[1,41*2]=41,5≈41.
Z4в=(2*С* i’4* cosß)/[(1+ i’4)* mн]=(2*68*0,41*0,86)/[1,41*2]=17.
С= (mн* Z4п)/(2* cosß )+(mн* Z4в)/(2* cosß)=(2*41)/(2*0,86)+(2*17)/(2*0,86)=68.
i’4=17/41=0,41.
i4=i’k* i’4=2,41*0,41=0,98≈1,00.
5 передача(прямая): i5=0,82.
Полученные передаточные числа:
i1= 3,66; i2=2,1; i3= 1,35; i4=1,00; i5=0,82.
Необходимый ряд передаточных чисел сохраняется:
i1/ i2> i2/ i3> i3/ i4> i4/ i5= 3,66/ 2,1> 2,1/1,35> 1,35/1,00>1,00/ 0,82=>1,74> 1,56> 1,35>1,22;
3.Расчет контактных напряжений в зацеплении.
Для прямозубого зацепления (первая передача) расчет ведем по уравнению:
sk=0.418*[{P*E/b*cosa}*(1/r1+1/r2)]½.
Исходные данные: i1=3,67;b=14мм=0,014м; a=22º30´;E=2*105МПа;С=68мм=0,068м.
Окружное усилие на начальной окружности для вторичного вала,Н:
P=Meрасч* i1/r1в=46*3.67/0.041=4106
Расчетный крутящий момент,Нм:
Meрасч=0,5*Memax=0,5*92=46
Радиусы начальных окружностей зубчатых колес найдем из следующего соотношения:
С=r1п+ r1в= r1п+ r1п* i1´,
Где r1п и r1в – радиусы начальных окружностей зубчатых колес на первой передаче соответственно промежуточного и вторичного валов; i1´- передаточное число пары зацепления.
Отсюда:
r1п=С/(1+ i1´)=68/(1+1,52)=27мм=0,027м
r1в=С- r1п=68-27=41мм=0,041м
или
r1в= r1п* i1´=0,027*1,52=0,041м
Радиусы кривизны в полюсе зацепления, м :
r1= r1*sina=27* sin22º30´=10.2мм=0,0102м
r2= r2*sina=41* sin22º30´=15,6мм=0,0156м
Окончательно для первой передачи имеем , МПа:
sk=0.418*[{4106*2*1011/0,014*0,9252}*(1/0,0102+1/0,0156)]½=831.
Расчет показал ,что контактные напряжения в зубьях шестерен первой передачи находятся в допустимых пределах для обоих видов упрочнения поверхности зубьев.
Для косозубого зацепления расчет производим на примере пары постоянного зацепления первичного и промежуточного валов. Расчет ведем по следующей формуле:
sk=0.418*[{P*E/b*cosa}*(1/r1´+1/r2´)]½.
Исходные данные: b=14мм=0,014м; a=22º30´;ß=31;С=68мм=0,068м.
Расчетный момент,Нм:
Meрасч=0,5*Memax=0,5*92=46
Радиусы начальных окружностей, м:
r1=С/(1+ iк´)=68/(1+2,41)=20мм=0,020м
r2= r1* iк´=20*2,41=48мм=0,048м
Радиусы кривизны поверхности зубьев в полюсе зацепления, м :
r1´= r1*sina/cos2ß=20* sin22º30´/ cos231º=20*0.3795/(0.8572)2=10мм=0,010м
r2´= r2*sina/cos2ß =48* sin22º30´/ cos231º=48*0.3795/(0.8572)2=25мм=0,025м
Окружное усилие на шестерне первичного вала, Н:
P=Meрасч /r1=46/0.020=2300
Окончательно для зацепления имеем , МПа:
sk=0.418*[{2300*2*1011/0,014*0,9252}*(1/0,010+1/0,025)]½=932.
Расчет показал ,что контактные напряжения в зубьях шестерен постоянного зацепления находятся в допустимых пределах только для цементированных зубьев.
Аналогично расчет контактных напряжений в полюсе зацепления производится для всех передач КП.
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский Федеральный Университет
Кафедра: «Автомобили и Двигатели»
по дисциплине «Конструкция ,расчет и потребительские
свойства автомобиля»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Расчет механической коробки передач
автомобиля ВАЗ-2105
.
Выполнил: ст. гр. АТ 64-1
Мутовина А.И.
Проверил: Муромцев А. С.
Красноярск 2007
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.