2 Размещение груза на АТС
2.1 Размещение штучного груза на АТС
При решении задачи требуется найти значение абсциссы ЦМ груза, обеспечивающее размещение ЦМ в пределах базы автомобиля и распределение массы груза по осям АТС в соответствии с техническими данными, расчет проводится по методике представленной в [1].
Используя значения собственной и полной массы автомобиля (табл.1), распределенной по его осям, определим абсциссы ЦМ порожнего (ЦМо) и груженного (ЦМа) автомобиля в системе прямоугольных координат (рис.1) xoh по формулам, мм хо=mo2·L / mo, (2.1) хо=(630∙2800)/1400=1260;
Кузов автомобиль загружен шестью единицами груза: пять человек и один штучный груз. Тогда координата общего центра масс этих грузов определяется по формуле, мм
xг=(хп1mп1+хп2mп2+хгmг)/(mп1+ mп2+mг), (2.2)
хг=(1481∙136+2222∙204+3556∙50)/(136+204+50)=2135;
hг=(hп1mп1+hп2mп2+hгmг)|(mп1+mп2+mг) (2.3)
hг=(630∙136+630∙204+630∙50)/(136+204+50)=630.
Так как, масса груза равна грузоподъемности АТС и его габариты позволяют разместить ЦМ на вертикали, проходящей через хг, то масса груженного АТС будет распределена по его осям согласно технической характеристике.
2.2 Определение центра масс АТС и нормальных реакций дороги
Центр масс автомобиля определяют для использования его координат при анализе устойчивости АТС и расчете нормальных реакций дороги, значение которых необходимы при расчете силы сцепления ходовых колес с опорной поверхность в тяговом и тормозном режимах движения.
Значение абсцисс и ординат центров масс порожнего (ЦМо), груженного (ЦМа) АТС и груза (ЦМг) определяют в координатах АТС xoh (рис.1), в частности, абсцисса хо уже была рассчитана ранее, а ординату ho в первом приближении принимают, мм
ho=1,5·rk, (2.4)
hо=1,5∙321=482.
Значение координат ЦМг рассчитаны выше.
хг=2135 мм;
hг=630 мм.
Абсциссу ЦМа рассчитывают по формуле, мм ха=(хо·mo+xг·mг) / (mo+mг), (2.5)
ха=(1260·1400+2135·390)/(1400+390)=1451.
Ординату, мм
ha=(hо∙mо+hг·mг) / (mо+mг), (2.6)
ha=(482∙1400+630∙390)/(1400∙390)=514.
Полученные результаты запишем в таблицу 3 и отразим на рис.1.
Таблица 3 – Координаты центров масс АТС
Центр масс |
Абсцисса x, мм |
Ордината h, мм |
порожнего АТС |
1260 |
482 |
груза |
2135 |
630 |
груженного АТС |
1451 |
514 |
Для определения нормальных реакций дороги Rz, действующих на автомобиль, стоящий на горизонтальной опоре, можно использовать данные о распределение массы по ходовым осям. В частности, нормальные реакции, действующие на порожний автомобиль равны, H
R´zо1=mo1·g, (2.7)
R´zо1=770·10=7700;
R´zо2=mo2·g, (2.8)
R´zо2=630·10=6300.
При известных координатах ЦМа нормальные реакции, для полностью груженного автомобиля, определим из уравнений моментов, составленного относительно начала координат О, Н
Rzа2=(mo+mг)·g·xa / L, (2.9)
Rzа2=(1400+390)·10·1451/2800=9276;
Rzа1=(mo+mг)·g-Rzа2, (2.10)
Rzа1=(1400+390)·10-9276=8624.
2.3 Определение аэродинамических параметров АТС
Учитывая, что сила сопротивления воздуха прямо пропорциональна лобовой площади АТС, определим эту площадь с помощью контура автомобиля представленного на рис.1. Для этого представим контур автомобиля с помощью геометрических фигур площадью, м2
S=а·b,
S1=1,62345,
S2=S2’=0,090465,
S3=S3’=0,057498,
S4=S4’=0,015059,
S5=S5’=0,068450,
S6=0,093166.
Тогда лобовая площадь автомобиля, м2
S=S1+S2+S2’+S3+S3’+S4+S4’+S5+S5’+S6,
F=S=1,62345+0,090465·2+0,057498·2+0,015059·2+0,068450·2+0,093166=
=2,17956≈2.18.
По приложению 4 [1], выберем коэффициент аэродинамического сопротивления Сх, который для данного автомобиля равен:
Сх=0,32.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.