Jе – момент инерции вращающихся масс двигателя, Н·м·с2;
Jа – момент инерции поступательно движущейся массы автомобиля, приведённый к первичному валу коробки передач, Н·м·с2.
(8)
где Gа – полный вес автомобиля, Н;
g – ускорение свободного падения, м/с2;
rк – радиус колеса автомобиля, м;
iо – передаточное число главной передачи;
iк – передаточное число коробки передач.
Реальная работа буксования:
(9)
где ωе – расчётная угловая скорость коленчатого вала. В зависимости от типа двигателя:
Карбюраторный двигатель –
Дизельный двигатель – ;
Где и – числа оборотов коленчатого вала двигателя соответственно при максимальном крутящем моменте и максимальной мощности.
Кс – темп включения сцепления:
Кс = Мс'/t (10)
где Мс' – момент трения сцепления возрастающий в процессе его включения, Н·м;
t – время, с.
Легковые автомобили – Кс = 100-250 Н·м/с;
Грузовые автомобили – Кс = 200-750 Н·м/с;
– момент сопротивления дороги при трогании автомобиля с места, приведённый к первичному валу коробки передач.
рассчитывается по формуле:
, (11)
где ψ – коэффициент суммарного сопротивления дороги. Для расчётов принимают ψ = 0,1.
Расчёты работы буксования проводят для: Легковых автомобилей и полностью гружёных автопоездов на первой передаче; Полностью гружёных одиночных грузовых автомобилей и автомобилей высокой проходимости на второй передаче. |
1.3.6 удельная работа буксования.
(устно) Абсолютное значение работы буксования не позволяет судить о нагруженности сцепления. Поэтому введено понятие удельной работы буксования, то есть работы буксования отнесённой к суммарной поверхности трения накладок всех ведомых дисков.
, (12)
где FΣ – суммарная поверхность трения всех накладок, см².
Lуд при трогании автомобиля с места не должна превышать следующих значений:
Тип автомобиля |
Н·м/см² |
Одиночные автомобили |
100 |
Автопоезда |
150 |
1.3.7 Нагрев рабочих поверхностей.
Буксование сцепления вызывает нагрев его деталей. Проверку на нагрев обычно проводят для металлических деталей. В однодисковом сцеплении такой деталью является нажимной диск, в двухдисковом – ведущий диск.
Повышение температуры детали в градусах за одно включение определяют по формуле:
tд = α·L/427·Сд·Gд, (13)
где α – коэффициент, учитывающий, какая доля работы трения воспринимается рассчитываемой деталью;
α = iд/i, (14)
где iд – число поверхностей трения детали, нагрев которой определяют (нажимной диск – iд = 1; для ведущего (двухдисковое сцепление) – iд = 2).
Сд·– теплоёмкость материала детали (для стали и чугуна можно брать 0,0115 ккал/Н·оС);
Gд – вес рассчитываемой детали, Н.
Gд = π·(D22 – D12)·h·γ/4, (15)
где D1 и D2 соответственно внутренний и наружный диаметры диска;
h – толщина диска, см;
γ – удельный вес материала диска (для чугуна γ = 0,078 Н/см3).
Допустимое повышение температуры деталей:
Одиночный автомобиль – 10 оС;
Автопоезд – 20 оС.
При больших значениях нагрева необходимо увеличивать вес детали (увеличение в основном за счёт толщины диска).
1.4 Лёгкость управления.
Лёгкость управления обеспечивается за счёт правильного выбора передаточного числа привода сцепления.
Максимальное усилие и ход педали сцепления:
Тип автомобиля |
Рmax, кгс |
SПmax, мм |
Легковой автомобиль |
15 |
150 |
Грузовой автомобиль |
20 |
180 |
Работа выключения сцепления:
А = Р·Sп, (16)
Работа не должна превышать:
Легковые – 23 Н·м; грузовые и автобусы – 30 Н·м.
(в случае превышения необходима установка усилителя).
Усилие на педали сцепления:
Р = 1,2·РΣ/iп·ηп, (17)
где ηп – к.п.д. привода сцепления.(механический привод - ηп = 0,8-0,85; гидравлический привод - ηп = 0,95-0,98);
Механический привод:
iп·- передаточное число привода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.