основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные, существенные общественные отношения, такие как права и свободы человека, устройство государства, организация власти в государстве.
Как правило, конституция – единый нормативно-правовой акт. Остальное законодательство не должно противоречить нормам основного закона, имеющего высшую юридическую силу. И в этом его юридическое верховенство.
Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права, в том, что конституционно-правовые нормы характеризуются:
· Основополагающим, базовым характером;
· Повышенной стабильностью.
Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные и носит обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить лишь самое главное в устройстве общества и государства.
Предмет регулирования каждой конституции индивидуален. В то же время два универсальных и важных элемента предмета конституционного регулирования закреплены почти во всех конституциях:
· права и свободы человека;
· организация государства и власти в государстве.
Вся совокупность общественных отношений, оставшихся за «бортом» конституции, регламентируется в законах, иных нормативно-правовых актах, которые должны следовать духу и букве конституции. Законодательство страны развивает положения конституции, «произрастает» из нее, поэтому о конституции можно говорить как о базе текущего законодательства. Принятие новой конституции объективно ведет к постепенной смене законодательства.
Чтобы конституция была стабильной, имела высшую юридическую силу по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия должен быть сложнее порядка принятия обычного закона.
Основные способы принятия конституции:
· парламентом.
Принятие парламентом – самый распространенный способ принятия конституции. Обычно парламенты принимают конституцию квалифицированным большинством, т. е. 2/3 от общего числа членов парламента (иногда 3/5, 3/4);
· учредительным собранием.
Учредительное собрание – государственный орган, специально избираемый для принятия конституции. Обычно учредительным собранием принимаются конституции новых только что созданных государств (так была принята Конституция США 1787 г.), либо государств, кардинально меняющих форму правления или общественный строй (Италия, 1947 г.).
· народом на референдуме.
Референдум – всенародное голосование по особо важным для общества и государства вопросам. (Если вопрос носит судьбоносный для общества характер, то это разновидность референдума, именуемая плебисцитом). В некоторых странах, например в Румынии, совмещаются оба способа: конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме;
· октроирование.
Октроирование – дарение конституции монархом. Таким способом принимался ряд конституций абсолютных монархий Персидского залива.
2. Виды конституций
Конституции классифицируются на:
· кодифицированные и некодифицированные.
Большинство конституций принимается в виде кодифицированного акта, т. е. единого, структуированного, имеющего внутреннюю логику документа.
В Великобритании, Швеции, Израиле конституция не кодифицирована. Конституция этих стран – не единый акт, а совокупность нескольких важнейших законов, регулирующих вопросы конституционного характера.
· «живые» и «мертвые».
Классический пример «мертвой» конституции – текст Конституции США 1787
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.