Число NHG циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяют по средней твердости поверхности зубьев:
,
Ресурс Nk передачи в числах циклов перемены напряжений при частоте вращения n и времени работы L:
,
.
Коэффициент долговечности ZN учитывает влияние ресурса
,
Коэффициент ZR, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, принимают для зубчатого колес пары с более грубой поверхностью зависимости от параметра шероховатости (ZR=1).
Коэффициент Zυ учитывает влияние окружной скорости. При НB≤350HB
,
Значение коэффициента КHv внутренней динамической нагрузки для прямозубых конический колес выбирают в зависимости от степени точности и твердости поверхности зубьев колеса (КHv=1,15).
Коэффициент КHβ учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Для конических колес с прямыми зубьями
где К0Hβ – коэффициент, определяемый в зависимости от отношения ψbd=b/de1, твердости зубчатых колес и расположения передачи относительно опор. Так как ширина зубчатого венца b и диаметр шестерни de1еще не определены, значение коэффициента ψbd вычисляют ориентировочно:
К0Hβ=1,5
Находим значение диаметра внешней делительной окружности шестерни:
→ 36 мм
Находим значение диаметра внешней делительной окружности колеса:
.
Округляем полученное значение по нормальному ряду до 160мм.
Уточняем значение диаметра внешней делительной окружности шестерни:
.
2.3 Конусное расстояние и ширина зубчатого венца
Угол делительного конуса шестерни
Внешнее конусное расстояние
Ширина зубчатого венца
b= 0,285Re=0,285∙82,46=23,5→ 25 мм
2.4 Модуль передачи
Внешний торцовый модуль передачи для конических колес с прямыми зубьями
Значение коэффициента КFv внутренней динамической нагрузки для прямозубых колес выбирают в зависимости от точности (КFv=1,30).
Коэффициент КFβ учитывает неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца. Для конических передач с прямыми зубьями
КFβ= К΄Fβ=0,18+0,82 К0Hβ=0,18+0,82∙1,5=1,41
Вместо [σ]F в расчетную формулу подставляют меньшее из значений [σ]F1 и [σ]F2. Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса определяют по общей зависимости, учитывая влияние на сопротивление усталости при изгибе долговечности, шероховатости поверхности выкружки и реверса нагрузки:
Предел выносливости σFlim вычисляют по эмпирическим формулам:
МПа,
МПа.
Минимальное значение коэффициента запаса прочности для улучшенных зубчатых колес SF=1,7.
Коэффициент долговечности YN учитывает влияние ресурса при условии 1≤YN ≤YNmax:
где YNmax1=4 и q1=6 для улучшенных зубчатых колес, YNmax2=2,5 и q2=9 для закаленных зубчатых колес. Число циклов, соответствующее кривой усталости, NFG=4·106.
Назначенный ресурс Nk вычисляют так же, как и при расчетах по контактным напряжениям.
Nk1= 23,6∙107
Nk2=43∙106
В соответствии с кривой усталости напряжения σF не могут иметь значений меньших σFlim. Поэтому при Nk>NFG принимают Nk=NFG.Следовательно YN=1.
Коэффициент YR, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями принимают равным единице.
Коэффициент YA учитывает влияние двухсторонней нагрузки. При одностороннем приложении нагрузки YA =1.
Вычисляем значение модуля передачи:
Округляем значение модуля до 1.
2.5 Числа зубьев
Определим число зубьев шестерни (z1) и колеса (z2):
.
2.6 Фактическое передаточное число
Значение фактического передаточного числа не должно отличатся от заданного не более чем на 3% для конических редукторов.
2.7 Окончательные значения размеров колес
Вычисляем углы делительных конусов шестерни и колеса:
Вычисляем делительные диаметры колес:
Вычисляем внешние диаметры колес:
,
.
Где хе1 – коэффициент смещения для шестерни,
хе1=0,43,
хе2 – коэффициент смещения инструмента для колеса,
хе2=- 0,43.
2.8 Размеры заготовки колес
Для конических шестерни и колеса вычисляют размеры заготовки:
Полученные расчетом значения размеров заготовки сравнивают с предельными размерами.
2.9 Силы в зацеплении
Окружная сила на среднем диаметре шестерни:
Осевая сила на шестерне:
МПа
где α=20˚.
Радиальная сила на шестерне:
МПа
Осевая сила на колесе:
МПа
Радиальная сила на колесе:
МПа
2.10 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям.
Расчетное контактное напряжение
2.11 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Напряжение изгиба в зубьях колеса:
Значение коэффициента YFS2, учитывающего форму зуба и концентрацию напряжений, принимают в зависимости от приведенного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.