Первостепенное значение в жизни общества он придавал развитию торговли и промышленности. Выступал против привилегий дворян, считая их класс недеятельным. «Главную артерию политического тела представляет купечество, а народ – источник смуты. Чтобы правильно управлять государством нужно сочетать кровопускание народа с усыплением поданных несбыточными надеждами».
Бэкон мечтал о золотом веке, который может быть достигнут путем просвещения и различных технических изобретений.
Те, кто занимаются науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Догматики же в чрезмерном уповании на роль разума очень походят на пауков, из самих себя ткущих паутину. Пчела в своих действиях избирает средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его сообразно уже своему умению и намерению. Не отличается от этого и подлинное дело философии.
Природу побеждают только повинуясь ее законам.
Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в соответствующих, целесообразно поставленных опытах.
Истинно знать что-либо — значит знать его причины.
Материя не знает покоя и находится в вечном движении.
Знание — сила.
Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей:
Призраки рода.
Их основания находятся в самой природе человека, в самом роде людей. Ложно утверждать, что чувство человека есть мера вещей. То же можно сказать и о человеческом уме, который способен вести себя, как неровное зеркало, отражая вещи в искривленном виде.
Призраки пещеры.
Они суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого из нас есть своя, нарисованная Платоном пещера, которая разбивает и искажает свет природы.
Призраки рынка.
Люди объединяются речью. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом берет в осаду разум. Слова прямо насилуют разум, мешая все и ведя людей к пустым и бесконечным спорам.
Призраки театра.
Они вселились в людей из разных догматов философии, а также из превратных законов и доказательств. Сколько изобретено философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.
Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И, как орудия, руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.
Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда — в истинной индукции.
Чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запоминается в ней, чем интеллигибельное.
Природу человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки.
Бессмертие животных — в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях.
Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека. Но главным образом судьба человека находится в его собственных руках.
Милосердие не бывает чрезмерным.
Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии.
3. Философские идеи Т. Гоббса (1588-1679)
3 года был личным секретарем Бэкона
Философия по определению Гоббса есть учение о материальных делах. «Предметом или материей философии, о которой она трактует, есть всякое тело».
Философия делится на 2 части:
1. естественная (занимается природными телами)
2. гражданская (изучает человеческое общество)
Окружающий человека объективный мир – это совокупность отдельных материальных тел, главными свойствами которых является протяженность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.