5.6. Клиноременные передачи
В машиностроении в настоящее время широкое распространение получили передачи клиновыми ремнями. Ремень, впоперечном сечении имеющий форму клина, входит вклиновидный желоб и работает своими боковыми поверхностями (рис. 42), Сила Q, прижимающая ремень к шкиву, вызывает нормальные давления 2N, которые обеспечивают силу трения
Рис.42 |
где Р — окружное усилие.
Из условия равновесия имеем
откуда после подстановки
получаем
Здесь f' — приведенный коэффициент трения
Нередко для практических расчетов принимают
Принимая в среднем f= 0,26, получим при β = 38°
Если значение этого приведенного коэффициента трения подставить в формулу
то станет видно, что для получения необходимого натяжения S1 в ведущей ветви натяжение S2 в ведомой ветви можно взять значительно меньшим, чем в плоскоременной передаче. Следовательно, и напряжение σ0 от предварительного натяжения Soтакже будет меньшим.
Клиноременные передачи имеют следующие основные положительные качества:
1. достаточно высокий к.п.д. до 0,96 при одном ремне; до 0,94-0,95 при двух и более ремнях. В отдельных случаях, при оптимальных условиях, к.п.д. может доходить до 0,98;
2. возможность осуществлять большие передаточные числа (i> 6 и более) без натяжного ролика, так как благодаря заклиниванию ремней угол обхвата может быть уменьшен до α = 120°;
3. возможность осуществлять передачи с малым межцентровым расстоянием.
4. большие окружные усилия можно передать при весьма малом натяжении ведомой ветви, что уменьшает также давление на валы шкивов.
К недостаткам клиноременных передач следует отнести:
1. несколько меньший срок службы ремней по сравнению с плоскими ремнями;
2. большую жесткость ремней;
3. шкивы клиноременной передачи более дороги в изготовлении;
4. необходимость в смещении валов для надевания ремней на шкивы или в натяжном приспособлении.
Конструкции ремней и расчет передачи
Клиновые ремни делаются без шва, в специальных пресс-формах. Они выполняются двух конструкций:
Рис.43 |
1) кордотканевой (рис.43а), в которой несущий нагрузку слой корда состоит из нескольких рядов почти безуточной ткани с основой из тонких шнуров и
2) кордо-шнуровой (рис.43б) с кордом из толстого шнура, навитым в один слой. Корд размещается в зоне нейтральной линии ремня. Выше (в слое растяжения) и ниже (в слое сжатия) располагаются резиновые подушки. Снаружи ремень имеет обертку из прорезиненной ткани, расположенной диагонально.
Для работы на шкивах малых диаметров применяются также зубчатые ремни с гофрами в нижней части (в).
Номинальной длиной ремня является его внутренняя длина. Расчетная длина по нейтральному слою ремня используется для определения межцентрового расстояния.
Существует семь стандартных размеров: от а/h= 10/6 до a/h= 50/30 мм/мм. Каждый размер ремня по сечению обозначается определенной буквой по ГОСТ 1284 — 45.
Из уравнения
следует, что чем больше окружная скорость [м/сек], тем большую мощность N [л. с.] может передать ремень при одном и том же окружном усилии Р[кг.]
Для ориентировки при проектировании клиноременных передач в табл. 3 указаны рекомендуемые сечения ремней для общей передаваемой мощности.
Расчетная мощность определяется по формуле
Таблица 3
Сечение ремней в зависимости от передаваемой мощности
Передаваемая мощность в л.с. |
Рекомендуемое сечение |
Передаваемая мощность в л.с. |
Рекомендуемое сечение |
0,5-1 |
О |
12-15 |
Б,В |
1,1-3 |
О,А |
26-50 |
В,Г |
3,1-5 |
О,А,Б |
51-100 |
Г,Д |
6-10 |
А,Б |
101-200 |
Д,Е |
201 и выше |
Е |
а число ремней —
Рекомендуется число ремней брать не более шести, так как при z>6 ведущий шкив получается излишне широким (длинным), что вызывает большие изгибающие напряжения в вале.
Для клиноременных передач наименьшее межцентровое расстояние
По сравнению с плоскоремённой клиноременная передача получается значительно компактней.
Расчетная длина ремня определяется по приближенной формуле
Длина стандартного ремня подбирается в соответствии с ГОСТ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.