Рассмотреть основные понятия, компоненты, составляющие, уровни, направления, признаки массовой культуры
b) Субъект и носитель массовой культуры
c) Изучить социальные функции массовой культуры
d) Ознакомиться как с негативными, так и с положительными сторонами массовой культуры, показать какую роль она играет в жизни общества
Основные понятия массовой культуры
Центральным понятием в данной работе - "массовая культура". Что же это такое?
Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию.
Массовая культура имеет мощную финансовую и экономическую поддержку со стороны государственного аппарата, а также всесильных транснациональных компаний. Поэтому недооценивать ее влияние, сводить ее к простому развлечению, к второстепенному искусству, к китчу было бы не правильно. [1]
«Массовая культура» рассчитана на потребление всеми людьми, независимо от их места проживания. Естественно, это означает снижение уровня соответствующих культурных ценностей: так называемые «мыльные оперы» являются характернейшим образцом продукции такого рода. Не менее естественно и то, что «массовая культура» ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а потому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя. «Массовая культура» может стать и становится инструментом в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать вполне определенные стандарты эстетического вкуса.
Следующим важным понятием в данной теме является "урбанизация" и "унификация".
Унификация в культуре - это приведение культур к единой системе, форме, единообразию. Унификацию считают одним из методов борьбы с разнообразием. В социально-культурной жизни понятие урбанизации связано с упрощением. Урбанизация можно понимать как доминирование и преобладание. Ведь и правда, по сравнению с элитарной и традиционной культурой, массовая культура является доминирующей на сегодняшний день.
Компоненты массовой культуры
Как говорилось ранее, основными источниками массовой культуры являются массовые коммуникации. В средствах массовой коммуникации принято выделять 3 компонента:
· средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
· средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
· технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.
Так же важно заметить, что не столько СМИ оказывает влияние на общество, но и сами люди воздействуют на характер информации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.