Задание для расчетно-графической работы «Моделирование показателей надежности технических систем с использованием аппарата марковских случайных процессов»
Вариант 1
Представим автомобиль как некоторую систему S с дискретными состояниями , которая переходит из состояния в состояние под воздействием пуассоновских потоков событий (отказов) с интенсивностями . Будем рассматривать следующие состояния автомобиля, в которых он может находится в процессе эксплуатации и которые характеризуются целодневными простоями:
- исправен, работает;
- проходит техническое обслуживание;
- находится в текущем ремонте;
- находится в «капитальном ремонте;
- проводится замена агрегата;
- исправен, не работает по организационным причинам;
- исправен, не работает, выходные и праздничные дни;
- списывается.
Рассматриваемые состояния автомобиля характеризуются средним числом дней пребывания автомобиля в каждом j-м состоянии (j = 1, 2, ..., n) . Отношение
Где — число календарных дней в году, можно трактовать как вероятность нахождения, автомобиля j-м состоянии .
Вероятности являются функциями пробега автомобиля.
Вероятность нахождения автомобиля в состоянии («исправен, работает») представляет собой коэффициент выпуска автомобиля — один из основных показателей работы автопредприятия.
Возможные переходы автомобиля из состояния в состояние описаны матрицей переходов.
Соответствующие интенсивности потоков событий , переводящих автомобиль из состояния в состояние , определяются по формулам, привёденным в табл. П.11.1.
Таблица П.11.1
Интенсивности перехода
Интенсивность |
Формула для расчета |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Исправен – проходит ТО-2 |
- пробег автомобиля до ТО-2, тыс.км |
|
Исправен – находится в текущем ремонте |
||
Исправлен – находится в капитальном ремонте |
||
Исправен – замена агрегата |
||
Исправен – не работает по организационным причинам |
- среднесуточный пробег, тыс. км; - дни простоя по организационным причинам |
|
Исправен – не работает (праздничные, выходные дни) |
- праздничные и выходные дни |
|
Исправен – списание автомобиля |
= 400 тыс. км; = 300 тыс. км. |
Требуется:
Исходные данные для определения :
среднесуточный пробег — 0,2 тыс. км;
среднее время простоя автомобиля в текущем ремонте- 1,5 дня;
среднее время простоя по организационным причинам - 2 дня; остальные данные выбираются, исходя из профессиональных соображений.
3. Составить систему дифференциальных уравнений Колмогорова и решить ее методом Рунге-Кутта с использованием стандартной программы на ЭВМ при следующих условиях:
а) пределы интегрирования: нижний -0, верхний -20; б) шаг интегрирования - 0,5; .
в) начальные условия: ;
г) результаты вывести на печать в точках 1, 5, 10, 15, 20 с точностью .
4. Получить значения коэффициента выпуска автомобиля и построить график зависимости коэффициента выпуска от пробега.
5. Определить влияние на изменение коэффициенте выпуска среднесуточного пробега и среднего времени простоя в ремонте; изменение значения этих показателей на 40 - 60 %. Построить графики
Примечания
Интенсивность
где — среднее время пребывания в/-м состоянии.
Интенсивность для тыс. км.
Для приведения всех интенсивностей перехода к единым единицам измерения интенсивности перехода из 1-го состояния (автомобиль исправен) во все j-е состояния . При составлении дифференциальных уравнений умножаются на коэффициент (среднесуточный пробег).
Вариант 2
В процессе эксплуатации ЭВМ может рассматриваться как физическая система, которая в результате проверки может оказаться в одном из следующих состояний:
- ЭВМ полностью исправна;
- ЭВМ имеет незначительные неисправности в оперативной памяти, при которых она может решать задачи;
- ЭВМ имеет существенные неисправности и может решать ограниченный класс задач;
- ЭВМ полностью вышла из строя;
- ЭВМ находится на профилактике;
- ЭВМ не работает по организационным причинам;
- ЭВМ не работает, праздничные и другие нерабочие дни;
ЭВМ списывается.
Рассматриваемые состояния ЭВМ характеризуются средним временем пребывания ЭВМ и в каждом j - м состоянии.
Отношение
где Т — возможное время работы ЭВМ в данный период (месяц, квартал, год и т. д.), Можно трактовать как вероятность нахождения ЭВМ в j - м состоянии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.