Задание для расчетно-графической работы «Моделирование показателей надежности технических систем с использованием аппарата марковских случайных процессов»
Вариант 1
Представим
автомобиль как некоторую систему S с дискретными состояниями , которая переходит из состояния
в состояние
под
воздействием пуассоновских потоков событий (отказов) с интенсивностями
. Будем рассматривать следующие состояния
автомобиля, в которых он может находится в процессе эксплуатации и которые
характеризуются целодневными простоями:
- исправен,
работает;
- проходит
техническое обслуживание;
- находится
в текущем ремонте;
- находится
в «капитальном ремонте;
- проводится
замена агрегата;
- исправен,
не работает по организационным причинам;
- исправен,
не работает, выходные и праздничные дни;
- списывается.
Рассматриваемые
состояния автомобиля характеризуются средним числом
дней пребывания автомобиля в каждом j-м состоянии (j = 1, 2, ..., n)
. Отношение
Где — число
календарных дней в году, можно трактовать как вероятность нахождения,
автомобиля j-м состоянии
.
Вероятности
являются функциями пробега автомобиля.
Вероятность
нахождения автомобиля в состоянии («исправен, работает»)
представляет собой коэффициент выпуска автомобиля
— один из основных показателей работы автопредприятия.
Возможные
переходы автомобиля из состояния в состояние
описаны матрицей переходов.
Соответствующие
интенсивности потоков событий , переводящих
автомобиль из состояния
в состояние
, определяются по формулам, привёденным в
табл. П.11.1.
Таблица П.11.1
Интенсивности перехода
Интенсивность |
Формула для расчета |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Исправен – проходит ТО-2 |
|
|
Исправен – находится в текущем ремонте |
|
|
Исправлен – находится в капитальном ремонте |
|
|
Исправен – замена агрегата |
|
|
Исправен – не работает по организационным причинам |
|
|
Исправен – не работает (праздничные, выходные дни) |
|
|
Исправен – списание автомобиля |
|
|
Требуется:
Исходные
данные для определения :
среднесуточный пробег — 0,2 тыс. км;
среднее время простоя автомобиля в текущем ремонте- 1,5 дня;
среднее время простоя по организационным причинам - 2 дня; остальные данные выбираются, исходя из профессиональных соображений.
3. Составить систему дифференциальных уравнений Колмогорова и решить ее методом Рунге-Кутта с использованием стандартной программы на ЭВМ при следующих условиях:
а) пределы интегрирования: нижний -0, верхний -20; б) шаг интегрирования - 0,5; .
в)
начальные условия: ;
г)
результаты вывести на печать в точках 1, 5, 10, 15, 20 с точностью .
4. Получить значения коэффициента выпуска автомобиля и
построить график зависимости коэффициента
выпуска от пробега.
5. Определить влияние на изменение коэффициенте выпуска среднесуточного пробега и среднего времени простоя в ремонте; изменение значения этих показателей на 40 - 60 %. Построить графики
Примечания
Интенсивность
где —
среднее время пребывания в/-м состоянии.
Интенсивность
для
тыс. км.
Для
приведения всех интенсивностей перехода к
единым единицам измерения
интенсивности перехода
из 1-го состояния (автомобиль исправен) во все j-е состояния
. При составлении дифференциальных
уравнений умножаются на коэффициент
(среднесуточный пробег).
Вариант 2
В процессе эксплуатации ЭВМ может рассматриваться как физическая система, которая в результате проверки может оказаться в одном из следующих состояний:
- ЭВМ
полностью исправна;
- ЭВМ
имеет незначительные неисправности в оперативной памяти, при которых она может
решать задачи;
- ЭВМ
имеет существенные неисправности и может решать ограниченный класс задач;
- ЭВМ
полностью вышла из строя;
- ЭВМ
находится на профилактике;
- ЭВМ
не работает по организационным причинам;
- ЭВМ
не работает, праздничные и другие нерабочие дни;
ЭВМ списывается.
Рассматриваемые
состояния ЭВМ характеризуются средним временем
пребывания ЭВМ и в каждом j - м состоянии.
Отношение
где Т — возможное время
работы ЭВМ в данный период (месяц, квартал, год и т. д.), Можно трактовать как
вероятность нахождения ЭВМ в j - м состоянии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.