Методика, необходимый теоретический материал, порядок выполнения и оформления лабораторных работ по курсу "Электрические машины", страница 2

2. Члены бригады на рабочем месте должны подробно ознакомиться со схемами соединений, оборудованием стендов и расположением выключателей источников питания.

3. Сборка схемы и различные переключения в схеме должны производиться при обязательном отключении источников питания.

4. Перед сборкой и включением схемы надо проверить, нет ли опасности прикосновения к неизолированным элементам цепи. Перед включением напряжения необходимо предупредить об этом всех членов бригады и получить разрешение руководителя.

Запрещается включать автоматы, нажимать кнопки и производить разного рода действия с аппаратами и приборами, не предназначенными для данной работы.

5. Для выполнения лабораторной работы по электрическим машинам должна быть собрана электрическая схема соединений тепловой защиты машины переменного тока, а гнезда защитного заземления устройств, используемых в эксперименте, должны быть соединены с гнездом "РЕ" источника питания G1.

6. Следует соблюдать осторожность при работе с вращающимися агрегатами. Прикасаться к движущимся частям электрических машин нельзя даже при выключенном источнике энергии.

7. Каждый студент обязан немедленно сообщить руководителю о замеченных неисправностях в работе оборудования и о нарушениях правил техники безопасности. При несчастном случае, электрическую установку немедленно отключают, а пострадавшему оказывают первую помощь.

4. Общие сведения об электрических машинах

Электрические машины, предназначенные для преобразования механической энергии в электрическую, называются генераторами, а превращающие электрическую энергию в механическую, – двигателями.

Все электрические машины энергетически обратимы, т.е. могут работать как в двигательном, так и в генераторном режиме, хотя обычно машины конструируются для одного энергетического режима, при котором обеспечиваются наилучшие технико-экономические показатели. КПД электрических машин не может быть равен 100%.

Каждая электрическая машина рассчитывается на определенный режим работы, называемый номинальным, исходя из допустимых электромагнитных, тепловых и механических нагрузок. Все величины, характеризующие номинальный режим, называются номинальными, и главнейшие из них (мощность, напряжение, ток, частота вращения и др.) указываются в паспорте машины.

Номинальная мощность двигателя – это мощность на валу машины в киловаттах (ваттах).

Номинальная мощность источников – генераторов, а также трансформаторов – мощность на выходе в киловаттах (ваттах) для источников постоянного тока и киловольт-амперах (вольт-амперах) для источников переменного тока.

Трансформаторами называются электромагнитные статические устройства, превращающие электрическую энергию переменного тока в электрическую же, но с изменением напряжения. Принцип работы трансформаторов, также как и электрических машин, основан на законе электромагнитной индукции.

Основными вопросами при изучении электрических машин являются: при исследовании двигателей – устройство и принцип действия, пуск в ход и реверсирование, основные режимы работы и характеристики (механическая, электромеханическая, рабочие), способы регулирования частоты вращения при исследовании; генераторов – устройство и принцип действия, условия возбуждения ЭДС, основные режимы работы и важные характеристики (нагрузочная, внешняя, регулировочная), условия параллельной работы с другими генераторами или сетью. Исследование трансформаторов связано со снятием характеристик холостого хода, нагрузочной, внешней, короткого замыкания.

5. Оборудование лаборатории электрических машин

Источники питания

Для электропитания лаборатории электрических машин применяется переменный ток частотой 50 Гц, напряжением 380/220 В.

В лабораторном комплексе источником трехфазного переменного напряжения 400 В является функциональный блок 201 (см. таблицу 1). Для преобразования трехфазного напряжения в трехфазное регулируемое (ступенчато) напряжение служит блок 325.1. Для регулирования однофазного напряжения используются автотрансформаторы (блок 318).