1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет
1.1 Мощность на валу электродвигателя, кВт
,
(1)
где Pпр – мощность на приводном валу, кВт;
η общ – общий к.п.д. привода.
1.1.1 Общий к.п.д привода
(2)
где ηм – к.п.д. муфты;
ηз.п – к.п.д.зубчатой передачи;
ηп.к – к.п.д. подшипников качения;
ηр.п - к.п.д. ременной передачи.
Принимаем по рекомендации [1, стр. 4, табл. 1.1]:
ηм = 0,98;
ηз.п = 0,96;
ηп.к = 0,99;
ηр.п = 0,94.
0,867
5,191
1.2 Ориентировочная частота вращения электродвигателя, об/мин
,
(3)
где n пр – частота вращения приводного вала, об/мин;
u’пр – возможное общее передаточное число привода.
1.2.1 Возможное общее передаточное число привода
,
(4)
Принимаем по рекомендации [1, стр. 6, табл. 1.2]:
5
22
1430
С учетом потребной частоты вращения и мощности выбираем электродвигатель с паспортными характеристиками:
Рпасп= 5,5 кВт;
nпасп= 1432 об/мин;
1.3 Кинематический расчет
1.3.1 Общее передаточное число привода при выбранном двигателе
;
(5)
22,031
1.3.2 Передаточное число редуктора
(6)
5
1.3.3 Частота вращения валов, об/мин (угловая скорость, рад/с)
а) ведущий вал
n 1 = n пасп / iр.п, (7)
w 1 = n 1·p/30, (8)
n 1 = 325,455 об/мин,
w 1 = 34,064 рад/с.
б) ведомый вал
n 2 = n 1 / u ред, (9)
w 2 = n 2·p/30, (10)
n 2 = 65,091 об/мин,
w 2 = 6,813 рад/с.
1.3.4 Мощности на валах, кВт
а) ведущий вал
P 1 = P’ дв ·η р.п ·η п.к; (11)
P 1 = 4,831 кВт
б) ведомый вал
P 2 = P 1 ·η з.п. ·η п.к; (12)
P 2 = 4,164 кВт
1.3.5 Вращающие моменты на валах, Н·м
а) ведущий вал
T 1 = P 1 ·103 / w1 (13)
T 1 = 141,821 Н·м
б) ведомый вал
T 2 = P 2·103 / w 2; (14)
T 2 = 611,185 Н·м
Таблица 1 – Результаты расчета
|
на валах |
n, об/мин |
w, рад/с |
P, кВт |
T, Н×м |
|
ведущем |
325,455 |
34,064 |
4,831 |
141,821 |
|
ведомом |
65,091 |
6,813 |
4,164 |
611,185 |
2 Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений
Таблица 2
|
Параметр |
Зубчатая передача |
|
|
шестерня |
Колесо |
|
|
Марка стали |
35ХМ |
40Х |
|
НВ |
241 |
230 |
|
Вид термообработки |
||
|
|
900 |
850 |
|
|
800 |
550 |
|
|
552 |
530 |
|
|
1,1 |
1,1 |
|
|
501,8 |
481,8 |
Расчет допускаемых контактных напряжений, МПа
, (15)
где
- предел усталостной выносливости материала при отнулевом
цикле нагружения, МПа;
- коэффициент безопасности.
Предел усталостной выносливости, МПа
=2НВ+70;
(16)
для
шестерни
= 552 МПа;
для
колеса
= 530 МПа.
Допускаемые контактные напряжения
для
шестерни
501,8 МПа;
для
колеса
481,8 МПа.
3 Расчет зубчатой передачи
Определить геометрические параметры колес одноступенчатого зубчатого редуктора по условию контактной выносливости поверхности зубьев, проверить выносливость зубьев по напряжениям изгиба и статическую прочность зубьев при перегрузках.
3.1 Межосевое расстояние, мм
,
(17)
где
- передаточное число редуктора;
- приведенный модуль упругости, МПа (
);
- крутящий момент на ведомом валу, Н×м;
- коэффициент концентрации нагрузки;
- допускаемое контактное напряжение колеса, МПа;
- коэффициент ширины колеса относительно межосевого
расстояния,
(
= 0,4).
а)коэффициент концентрации нагрузки
Принимаем
= 1,15
межосевое расстояние, мм
203,55
Окончательно принимаем большее целое значение межосевого расстояния.
= 200
мм.
3.2 Нормальный модуль, мм
мм
(18)
2…4 мм.
Окончательно принимаем стандартное значение модуля по ГОСТ 9563-60
3 мм.
3.3 Угол наклона зубьев
,
(19)
где
угол
наклона, град.
Для зубчатой передачи принято рекомендованное значение коэффициента осевого перекрытия
![]()
Рабочая ширина венца зубчатой передачи, мм
(20)
80 мм.
Решив формулу для коэффициента осевого перекрытия
относительно
, получено
(21)
0,141
8,123
Расчетное значение угла наклона находится в рекомендуемых
пределах (от 8 до 20
) .
3.4 Число зубьев шестерни и колеса
а) суммарное число зубьев
(22)
132
Окончательно для зубчатой пары принято целое значение числа зубьев:
132
б) число зубьев шестерни
>17;
(23)
22
Окончательно принимаем число зубьев
шестерни
= 22
в) число зубьев колеса
,
(21)
110
г) фактическое передаточное отношение
,
(22)
5
3.5 Уточнение угла наклона зубьев по межосевому расстоянию, град
,
(23)
0,99
8,109
Уточненное значение угла
наклона зубьев находится в рекомендуемых пределах (
).
3.6 Диаметры делительных окружностей шестерни и колеса, мм
,
(24)
66,66
мм.
,
(25)
333,33 мм.
3.7 Уточнение межосевого расстояния, мм
,
(26)
199,99 мм.
3.8 Модуль окружной, мм
,
(27)
3,03
мм.
3.9 Диаметры окружностей вершин зубьев шестерни и колеса, мм
,
(28)
72,72
мм.
,
(29)
339,39
мм.
3.10 Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса, мм
,
(30)
59,085
мм.
,
(31)
325,755
мм.
3.11 Назначение степени точности зубчатой передачи
,
(32)
где
частота вращения
ведущего вала, об/мин.
1135,363
м/с.
Для косозубой передачи с пониженными
требованиями к точности и окружной скоростью
1135,363
назначается степень точности; вид сопряжения - В (обозначение: -В ГОСТ
1643-72).
3.12 Ширина колес, мм
, (33)
80 мм;
,
(34)
84…85
мм.
3.13 Уточнение коэффициентов
3.13.1 Коэффициент ширины шестерни относительно диаметра
,
(35)
1,2
Расчетное значение не превышает допускаемых значений (1,2…1,6).
3.13.2 Коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния
,
(36)
0,4
Расчетное значение находится в рекомендуемых пределах (0,2…0,6).
3.13.3 Коэффициент осевого перекрытия
,
(37)
где
уточненное значение угла наклона зубьев по
межосевому расстоянию.
1,2
Расчетное значение удовлетворяет
рекомендациям (
).
3.14 Проверочный расчет зубчатой передачи на сопротивление усталости по контактным напряжениям
3.14.1 Расчетная формула
![]()
(38)
где
коэффициент повышения
прочности косозубых передач по контактным напряжениям;
крутящий момент на ведущем валу, Нмм;
угол зацепления.
3.14.2 Данные для расчета
Таблица 3
|
Из предыдущих расчетов |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,1*105 |
141,821 |
1,15 |
66,66 |
80 |
20 |
5 |
481,8 |
3.14.2.1 Коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям а) коэффициент торцового перекрытия
(39)
1,701
(40)
0,763
3.14.3 Расчет
381,178
Недогрузка
цилиндрической зубчатой передачи составляет
20%, что
не превышает допускаемых значений (15…20%).
3.15 Силы в зацеплении
3.15.1 Окружная сила, Н
(41)
3667
3.15.2 Осевая сила, Н
(42)
524
3.15.3 Радиальная сила, Н
(43)
1348
4 Ориентировочное определение диаметров валов
4.1 Ведущий
вал
4.1.1 Определение среднего диаметра на кручение, мм
,
(44)
где [τ] – допускаемые напряжения кручения, МПа.
Принимаем
.
28,69
мм.
4.1.2 Определение размеров хвостовика, мм
32,36
мм
80
1,6
4.1.3 Определение диаметра посадочной поверхности под подшипник, мм
,
(45)
где r- размер фаски подшипника, (r=2,5 мм).
37,36 мм.
Окончательно принимаем диаметр посадочной поверхности
40 мм.
4.1.4 Определение диаметра буртика подшипника
,
(46)
45 мм.
4.2 Ведомый вал
![]() |
Рисунок 2 - Эскиз ведомого вала
4.2.1 Определение среднего диаметра на кручение, мм
,
(47)
Принимаем
.
46,71
мм.
4.2.2 Определение размеров хвостовика, мм
50,55 мм.
110
2
4.2.3 Определение диаметра посадочной поверхности под подшипник, мм
, (48)
55,55
мм.
Окончательно принимаем диаметр
посадочной поверхности под подшипник
= 60 мм.
4.2.4 Определение диаметра буртика подшипника, мм
,
(49)
65 мм.
4.2.5 Посадочный диаметр под колесо, мм
,
(50)
70
мм.
Окончательно принимаем диаметр
посадочной поверхности под колесо
70 мм.
4.3.6 Определение диаметра буртика колеса, мм
,
(51)
75 мм.
Окончательно
принимаем
75 мм.
5 Подбор подшипников
В качестве опор валов выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии ГОСТ 8338-75 [1, стр.417].
Таблица 4
|
Обозначение |
d, мм |
D, мм |
B, мм |
r, мм |
C r, кН |
C оr, кН |
|
208 |
40 |
80 |
18 |
2 |
32 |
17,8 |
|
212 |
60 |
110 |
22 |
2,5 |
52 |
31 |
![]() |
Рисунок 3 – Эскиз подшипника шарикового радиального однорядного.
Диаметр шарика, мм
(52)
12,8 мм,
16 мм.
Толщина колец, мм
(53)
6 мм,
7,5
мм.
6 Конструктивные размеры
6.1 Определение зазоров
Зазор между вращающейся деталью и неподвижной, мм
6.2 Конструирование колеса

Рисунок 4 – Эскиз колеса
а) диаметр ступицы, мм
, (54)
108,5 мм.
б) длина ступицы, мм
(55)
84 мм.
в) ширина торцов зубчатого венца, мм
(56)
где mn – нормальный модуль зацепления, мм;
ширина зубчатого
колеса, мм.
10,6
мм.
6.3 Конструирование крышек подшипников
6.3.1
Ведущий вал
Рисунок 4 – Эскиз крышки глухой закладной
Диаметр наружного кольца подшипника D= 80 мм.
Толщина стенки крышки, мм
6 мм.
Длина центрирующей части, мм
(57)
где b – ширина канавки, мм
5 мм.
Глубина канавки
0,5
мм.
10
Толщина кольцевого выступа
6 мм.
Высота кольцевого выступа
(58)
3 мм.

Рисунок 5 – Эскиз крышки закладной проходной
В качестве уплотнения выбираем резиновую армированную манжету
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.