предохранения при затяжке от повреждений (смятия, нанесения царапин) соответствующих чисто обработанных участков поверхностей соединяемых деталей.
Крепежные детали изготовляют из сталей низко- и среднеуглеродистых обыкновенного качества (Ст.3, Ст.4, Ст.5), углеродистых качественных (А12, 35, 45), легированных (38ХА и др.), нержавеющих (1Х17Н2), цветных металлов и сплавов.
С целью повышения механических характеристик стальные болты (за исключением изготовляемых из сталей обыкновенного качества) подвергаются термической обработке. Широко применяется также обкатка роликами резьбы и переходного участка от стержня болта к его головке. Для повышения антикоррозионных свойств резьбовых деталей предусмотрено нанесение на их поверхностях металлических покрытий и окисных пленок (цинкование, кадмирование и др.).
1.4. Стопорящие устройства.
Эти устройства предназначены предотвращать самоотвинчивание резьбовых деталей. При статическом нагружении соединений в этих устройствах нет надобности, так как все крепежные резьбы удовлетворяют требования самоторможения – угол подъема резьбы у них меньше угла трения. При динамическом нагружении, вибрациях, сотрясениях и т.д. резьбовое соединение может в известные периоды работы оказаться разгруженным. Кроме того, при действии переменной осевой нагрузки величина поперечной деформации болта и гайки становится переменной, что вызывает радиальные перемещения сопряженных витков резьбы и усиливает нестабильность коэффициентов трения. Такие перемещения возникают при любом изменении величины и направления приложенной нагрузки, а следовательно, меняют свою величину и направление силы трения, действующие на сопряженных поверхностях. Опытное исследование этого явления показало, что снижение величины коэффициентов трения при этом достигает 70 – 85 % в резьбе и 75 – 80 % на торце гайки. В результате возникает опасность самоотвинчивания и необходимость применения специальных стопорящих средств.
Существует несколько способов стопорения резьбовых соединений: созданием дополнительных сил трения путем осевого или радиального давления (стопорение контргайкой, винтом, самостопорящимися гайками); взаимной фиксацией гайки относительно болта, одной из скрепляемых деталей или фиксацией нескольких гаек (стопорение шплинтом, пружинными и деформируемыми шайбами, проволокой); посредством местных пластических деформаций (накерниванием).
1.5. Виды повреждений резьбовых деталей. Критерии расчетов.
Основные причины выхода из строя (отказ) резьбовых соединений: разрушение деталей или их элементов, нарушение стабильности затяжки.
При значительной статической перегрузке возможны обрыв стержня болта в сечении гладкой или нарезанной части, срез резьбы, а также ее изгиб или смятие. При этом повреждения резьбы могут наблюдаться и на болте, и на гайке.
Статический анализ показывает, что приблизительно 90% разрушений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.